Продолжая тему интересных рассказов. На этот раз про Ивана Бронникова.
[Далее рассказ] В Государственном музее этнографии народов СССР есть несколько экземпляров небольших карманных весьма необыкновенных часов. Они не золотые, не серебряные, их не украшают драгоценные камни. Но посетители музея всегда любуются и восхищаются ими. Чем же интересны эти простые с виду часы? Прежде всего материалом, из которого они сделаны. Материал этот дала мастерам природа лесного северного края. Он называется капом. Вы, наверное, видели на стволах старых берез выпуклые бугристые наплывы-наросты. На вид они непривлекательны. Но вот если параллельно оси ствола на поверхности нароста сделать небольшой срез, то вашему взору явится фантастический узор с разводами, переплетениями, линиями, точками. Наросты распиливают на дощечки, выщелачивают в горячей воде, а затем пропаривают во влажных древесных опилках. От этого поверхность дощечек приобретает золотистый,радужный оттенок. Из них изготовляют небольшие шкатулки, табакерки и ящики для сигар. Неподражаемая красота естественного материала, прочность конструкции и простота форм отличают эти изделия.
Вятские кустари достигли большого совершенства в производстве вещиц из капа. Он не коробится и позволяет мастерам, почти не прибегая к склейке, делать соединения путем конструктивного смыкания частей. …В начале прошлого века в небольшой лесной деревушке Слободского уезда Вятской губернии жили мастера кустарного промысла.Славились они своей резьбой по дереву. Каких только диковинок не делали - певучие гармошки, шкатулки с замысловатыми узорами, изящные портсигары и мебель, великолепные письменные приборы, курительные трубки! Не было в деревне ни одной семьи, которая бы не славилась своим мастером.Но больше всех ценили старейшего умельца Ивана Бронникова. Мастерство резьбы по дереву в семье Бронниковых передавалось из поколения в поколение. Немало знатных краснодеревщиков вышло из нее. Существует предание, что однажды приехал в деревушку приказчик из города и, конечно, первым делом зашел в избу к Бронниковым. -А что, Иван,- обратился он к мастеру,- видел ли ты такую штуковинку?- И вытащил из жилетного кармана круглые золотые часы на золотой цепочке с подвисками. Щелкнул одной крышкой - открылись взору палочки на циферблате. Щелкнул другой - заиграли на солнышке золоченые колесики и блестящие винтики. Такой диковинки в деревне никто не видел, и поэтому небольшой механизм поразил Бронникова. Мастер внимательно осмотрел заграничное чудо, изучил до мельчайших подробностей. Давно уже уехал из деревни приказчик, а заморские часы не выходили из головы Ивана Бронникова. Решил он сделать такие же, но из привычного ему дерева.Резные ларцы, пепельницы, портсигары, которые он делал всю жизнь, были забыты. Теперь длинными зимними вечерами, бережно расходуя каждый кусочек дорогого материала, мастер резал, выпиливал и обтачивал мельчайшие детали для механизма часов. Уездное начальство, прислушавшись к деревенским сплетням, решило, что Бронников сошел с ума. Мастера-фантазера отправили в дом умалишенных. Целый год он находился в палате среди душевнобольных. Но врачи убедились, что Иван Бронников совершенно здоров, и выписали его из больницы. Снова на верстаке Ивана появились шкатулки и портсигары. В деревне мало-помалу забыли историю с часами и успокоились.Но задуманное дело не давало Бронникову покоя. Украдкой он продолжал заниматься своими часами. Мелкая кропотливая работа затянулась на шесть лет. Хозяйство Бронникова развалилось, поле заросло чертополохом, семья пошла по миру… Наконец часы были готовы. Необыкновенно изящные, прочные, с тонким ходом и диаметром всего в три сантиметра. О неслыханных часах по всей губернии пошли толки. Некоторые помещики и купцы пытались приобрести уникальную вещь, предлагая за нее крупные суммы… Но Бронников не мог решиться продать свои часы. В 1837 году по России в сопровождении поэта Василия Андреевича Жуковского путешествовал наследник царя. В план путешествия входило и посещение города Вятки. Губернатор Тюфяев получил из Петербурга приказание устроить в Вятке торгово-промышленную выставку, расположив экспонаты по «трем царствам природы», для ознакомления наследника царского престола с естественными богатствами края. Случилось так, что организацией выставки было поручено заняться Александру Ивановичу Герцену, находившемуся в то время в вятской ссылке и служившему при канцелярии губернатора. Хлопоча по делам выставки, А. И. Герцен немало поездил по Вятской губернии, чтобы ознакомиться с ее природными богатствами и кустарными промыслами. Человек тонкий, глубоко просвещенный, он писал потом о вятских кустарях, что «в особенности же они хорошо выделывают все деревянное, отдавая тем дань своей страсти и богатым лесам». Герцен и устроил часы Ивана Бронникова на выставку. Қогда будущему Александру II показали удивительные часы замечательного мастера, он тут же пожелал приобрести эту чудесную вещь и уплатил за нее 1000 рублей. Над изготовлением деревянных часов из капа трудились четыре поколения династии Бронниковых: сын Ивана Бронникова Семен Иванович, внуки Михаил и Николай, а затем и правнук его Николай Михайлович. За удивительные изделия мастеров неоднократно награждали. Архивные материалы и некоторые литературные источники сообщают, что карманные часы из капа изготовлялись в Вятке вплоть до конца 1910 года. Их можно было купить, но стоили они дороже золотых. Известно более тридцати экземпляров часов, изготовленных из капа мастерами Бронниковыми.Часы Бронникова имеют необыкновенное устройство. Мастера-умельцы тонко подметили и использовали свойства различных пород дерева. Корпус часов, футляр и циферблат они выполняли из капа. Мельчайшие колесики с зубчиками и другие детали механизма изготовляли из пальмы, волосок -- упругую пружинку - из тончайших волокон закаленного… бамбука. Знаки циферблата выкладывали перламутром. Мимо них, укрепленные на тонких деревянных же осях, двигались искусно вырезанные из жимолости фигурные стрелки.В нижней части циферблата крохотная стрелка отсчитывала секунды.
В коллекции Государственного музея этнографии народов СССР имеются три экземпляра деревянных карманных часов. К одним из них изящным карабинчиком прикреплены неразъемные звенья цепочки, изготовленной вместе с крохотным заводным ключиком из одного куска пальмы. Мастер поместил на внутренней стороне крышки часов надпись: «М. С. Бронников в Вятке». На другом экземпляре часов читаешь: «М. С. Бронников и сын в Вятке». Если взять ключик, вставить его в специальное гнездышко и, сделав несколько оборотов, завести пружину, то часы весело затикают. Но, стремясь как можно дольше сохранить часы от износа, этого стараются не делать. В фондах Государственного Эрмитажа также хранятся каповые часы, изготовленные одним из потомков Ивана Бронникова. Имеются сведения о нескольких экземплярах, находящихся в зарубежных собраниях редкостей. Один экземпляр деревянных карманных часов, вывезенных из вятских лесов, находится в дрезденском музее Цвингера. Туристы, приезжающие в Дрезден, с удивлением рассматривают бесценный экспонат с надписью на крышке: «М. С. Бронников в Вятке». Часы эти, прославляющие нашу русскую березу и мастеров-чудодеев, лежат рядом с другими оригинальными часами из знаменитой коллекции физико-математического салона. Но не только в Вятской губернии имелись мастера, изготовлявшие деревянные часы. Их делали и в других местах России, и не только из капа. Издававшийся в Петербурге журнал «Дело» во втором номере за 1894 год сообщил своим читателям, что в городе появились изготовленные одним из охтинских резчиков по дереву карманные часы, весь механизм которых сделан из… карельской березы. Работа всех частей, писал журнал, чрезвычайно тонкая. Ход часов верный. Внешняя часть корпуса изготовлена также из карельской березы и украшена искусной резьбой.
Иллюстрация из книги.
Б.Г.Радченко. Часы Ленинграда. Туристу о Ленинграде. Лениздат 1975