Про «обвинительный уклон» в российском правосудии

Oct 21, 2019 14:17



Друг опубликовал пост, в котором рассуждает об «обвинительном уклоне» в нашем правосудии. Вкратце процириую его:

Верховный суд обнародовал данные по обвинительным приговорам в России - 99,8%

Итак, 99,8% - с такой вероятностью любого «обычного» россиянина признают виновным, если дело дойдёт до суда. Цифра безусловно поражает воображение своей безальтернативной однозначностью. Фактически, в нашей текущей правовой реальности, освобождение из зала суда с «условным» сроком или «в рамках отсиженного» - это Победа, которая говорит либо о том, что доказательной базы у обвинения не было от слова совсем, либо о том, что уголовное дело изначально было высосано фактически из пальца (незначительное правонарушение), либо о том, что со связями и с деньгами у подсудимого всё в порядке. Впрочем, давайте всё же обратимся к фактам и цифрам...

И далее идут размышления и цифры, с которыми я не очень согласен. По-моему, у нас следствие и прокуратуру сношают до синих соплей за оправдание в суде и поэтому в суд направляются в массе своей дела, где вина злодея абсолютно очевидна. А дела, где следствие хоть немного сомневается в заключительном приговоре из-за чего-либо, ложатся "под жопу" или вообще не предъявляется обвинение и злодей так и остаётся свидетелем.

Сделаю сегодня несколько замечаний по поводу мифа об «обвинительном уклоне», однако в качестве предисловия всё же отмечу, что проблем с правосудием в России - как и в любой другой стране мира - остаётся огромное количество. На то есть вполне объективные причины:

Во-первых, на всех, кто имеет отношение к правосудию, постоянно действует разъедающая сила коррупции - так как преступники, разумеется, активно пытаются так или иначе продавить правосудие: подкупом, угрозами, другими способами. «Оборотней» непрерывно ловят и сажают, но до полной победы над коррупцией нам пока ещё очень далеко.

Во-вторых, у принимающих важные решения следователей, прокуроров и судей достаточно часто нет ни времени, ни возможности досконально разобраться в ситуации, из-за чего они нередко принимают решения «наугад».

В-третьих, работать в органы идут не супермены, а обычные люди, с теми же недостатками, что и другие. Отсечь лентяев, халтурщиков и потенциальных преступников при приёме на работу и при продвижении по карьерной лестнице тяжело.

Наконец, наше законодательство также несовершенно - из-за чего в тюрьмах находятся многие люди, которым там, по совести, находиться никак не следует.

Вместе с тем, повторюсь, все вышеперечисленные проблемы не являются уникальными для России. Суды и правоохранительные органы далеки от совершенства везде.

Поэтому мы должны ставить вопрос несколько иначе. Мы должны смотреть на динамику - что меняется в судебной системе со временем.

Пока что я вижу весьма обнадёживающие новости. Так, тюремное ведомство сообщает, что количество заключённых упало до рекордно низкого уровня. Если в 2003 году в России было 600-650 заключённых на 100 тысяч человек, то к настоящему времени их количество сократилось до куда как более умеренных 450.

В наших тюрьмах по-прежнему сидит больше заключённых, чем, например, в толерантных странах Европы, однако наш отрыв от абсолютного тюремного лидера планеты - Соединённых Штатов Америки - продолжает увеличиваться.

Действительно, правозащитники часто возмущаются тем, что в России выносится всего лишь 0,2-0,8% оправдательных приговоров. Однако во многих других странах, в том числе в Европе, процент оправдательных приговоров тоже низкий - например:

* Чехия: 0,3%
* Бельгия: 0,3%
* Венгрия: 0,2%

Почему в одних странах судьи выносят оправдательные приговоры часто, а в других редко? Потому что в разных странах действуют разные правовые системы. В одних странах в суд передаются практически все дела, и судья должен решить, виновен ли обвиняемый. В других странах, в том числе и в России, дела перед передачей в суд тщательно фильтруются, и задача судьи - проверить, не ошиблись ли следствие с прокуратурой при подготовке документов. Проще говоря, те дела, по которым в США выносят оправдательные приговоры, в России просто не дошли бы до суда, они были бы закрыты раньше.

Давайте в цифрах: например, в 2015 году в России были зафиксированы 5 млн преступлений, по ним было возбуждено 2,5 миллиона уголовных дел, до суда дошло около миллиона, из этого миллиона примерно 800 тысяч - это сделки со следствием и прекращённые по разным причинам дела, полноценных обвинительных приговоров было вынесено около 200 тысяч. То есть на 5 млн преступлений были вынесены 200 тысяч полноценных обвинительных приговоров - это около 4%. Из этого довольно сложно сделать вывод об «обвинительном уклоне» нашего правосудия.

Отсюда

статистика, прокуратура, полиция, суд, судьи, правоохранительные органы, судебная система, Россия

Previous post
Up