Календарный ключ к коду повести Гоголя "Нос"

Jan 11, 2016 01:01

Специалист подобен флюсу. Узкий специалист подобен широкому флюсу. Специалист по календарям во всякой дате ищет символический смысл. И, как правило, находит.
Сегодня слушал по радио чтение повести Гоголя "Нос". И впервые обратил внимание на даты. Майор Ковалев теряет Нос 25 марта, а обретает 7 апреля. Случайны ли эти даты? Нет.
danuvius http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Gogol.htm#_ftnref61 констатирует факт: 25 марта - Благовещение, и время от Благовещения до 7 апреля составляет 13 дней, что есть чертова дюжина. Б.А.Успенский пишет, что это расстояние от католического Благовещения до православного. Гоголь попадает в Рим на католическое Благовещение 25 марта 1837 г. по новому стилю, а православное отмечает в русской посольской церкви 7 апреля. Между этими датами и творятся все чертовские безобразия повести.
На Благовещение активно гадают, и особенно по поводу женской доли. В повести Гоголя Ковалев думает, что пропажу носа наворожила ему мать девушки, на которой он не хочет жениться.. И через всю повесть идет мотив хорошенькой невесты, оставшейся в девках благодаря цинизму майора... Однако это только даты последней редакции 1842 года.
Но когда я посмотрел на историю публикаций повести, то оказалось, что первоначальная дата была 23 февраля 1832 года. Успенский, исследовавший все варианты датировок в повести, откровенно признается в статье "Время в гоголевском "Носе"": "Мы не знаем, что может означать дата "сего февраля 23 числа"" (c. 54). Но Н.И.Ульянов в статье "Арабеск или апокалипсис?" обратил внимание на то, что 23 февраля читают стих из Исайи:

"Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.

4

Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад" (Ис. 1, 3-4).

Ульянов полагает, что эта строка символизирует отпадение мира от Бога и явление дьявола в виде носа. Но проблема его версии 23 февраля в том, что он рассматривает раннего Гоголя на фоне позднего. Нет сомнения в том, что Гоголь 1842 г. знал, что на этот день читаются стихи из Исайи. Но Гоголь 1832 года не был еще столь набожен, и брал свои ассоциации из народных поверий и народного календаря. Об этом свидетельствуют и Диканька, и Миргород.
Попробуем подумать.  Если предположить, что Гоголь читал Овидия, то можно найти в Фастах на 23 февраля праздник Терминалии, когда устанавливаются границы мира сего и каждая вещь занимает должное ей место в пространстве. Важно ли это? Пожалуй, важно, поскольку майор говорит Носу, встреченному в соборе, чтобы тот знал свое место. Более того, нужно задуматься, а не связано ли определение цитированных стихов из Исайи на 23 февраля именно с учетом символики Терминалий? Но все же римские реалии не были в замысле Гоголя до 1836 года, когда он отправился в Италию. И церковный календарь также вряд ли был ему подмогой в 1832 году, когда Гоголь не был еще усердным чтецом церковных книг. Лучше всего обратиться к славянскому народному календарю, смешанному с церковным и полному поверий. Следует знать, что еще в Нежине Гоголь-гимназист вел записную книжку, названную "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия", куда он заносил старинные предания, поговорки, описания обрядов украинского и русского народов. В гимназии он начал составлять "Лексикон малороссийский" (украинско-русский словарь) и записывать народные песни.
Итак, последуем за интересами Гоголя конца 20-х-начала 30-х годов. Ковалев потерял нос в ночь со дня Афанасия Павлопетрийского (22 февраля) на день святого Поликарпа (23 февраля). Афанасий в народном календаре носит прозвище Ломонос. Вот пословицы на Афанасия-Ломоноса: "Пришел Афанасий-Ломонос - береги щеки и нос", "Афанасий-Ломонос морозит нос","на Афанасия пуще всего нос береги - не увидишь, как отломится", "Афанасьев день прошел - никто сватать не пришел". И хотя день Афанасия Великого, с которым связывают максимум морозов в России, приходился на 18 января по старому стилю, но в русской народной традиции любой Афанасий становится Ломоносом, поскольку к имени прикрепляется постоянный эпитет, а все другие дни Афанасия семантически пусты. На Поликарпа также есть пословица: «С этого дня сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит». Оба эти дня - время, когда невзятые замуж невесты прибирают платья в сундуки. И когда советуют беречь нос от холода. И рифма "ломонос-мороз-нос" является календарным ключом к кодовому замку всей повести.
Вот как полезно быть специалистом по культовому и народному календарю.

UPD.: А вот и подтверждение метафоры - лубочная история про мороз и нос http://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/pletneva.html Она могла быть известна Гоголю.

Наблюдения

Previous post Next post
Up