На улице второй день пахнет летом.
По утрам уже можно не включать кондиционер, и зубы не будут отбивать морзянку с просьбой о помощи.
Вообще, эти выходные я был нацелен сидеть дома, потому как что-то я заколебался везде носиться и хочу просто посидеть\полежать\ отдохнуть.
Но в 9 утра любимый продавец керосина врубил свою шарманку на полную и колесил по всему кварталу, со своей чудесной "юки я конко".
Проклиная керосин, японскую зиму, японскую любовь к пошуметь, весь японский фольклор и размышляя уместно ли использование глагола моясу-"сжечь" к технике и продавцу керосина вместе с его машиной и шарманкой в частности, пополз в душ.
Вообще, эти выходные я был нацелен сидеть дома, потому как что-то я заколебался везде носиться и хочу просто посидеть\полежать\ отдохнуть, но на улице было +15 и солнце, так что находиться дома не было никакой возможности.
Кое-как заставив себя хотя бы постирать и немного раскидать вещи, пошёл позавтракать на станцию. Позавтракав и побродив по станции, наткнулся на импровизированный концерт духового оркестра нашей городской пожарной дружины.
Послушав с полчасика хиты японской эстрады девяностых в исполнении пожарной команды, решил, что надо бы наконец-то приобщиться к прекрасному и поехал в храм Ситэннодзи.
Ситэннодзи, согласно легенде основанный самим принцем Сётоку Тайси, является одним из старейших храмов Японии. Вдруг я там чего-нибудь не видел - подумал я, и поехал.
Под дороге вспомнил, что где-то рядом должен быть храм Иссиндзи. Тот самый забавный храм со статуями будд, сделанными из человеческих костей.
Ну костей, это конечно громко сказано, на самом деле они сделаны из пепла кремированных прихожан, хотя, учитывая, что в Японии кремируют не до состояния пепла, как у нас, а так, чтобы оставались косточки, наверно, можно говорить, что статуи всё-таки из костей.
Делать статуи из праха в этом храме начали в последней четверти 19 века. Сухие цифры википедии сообщают, что на одну статую уходит праха от 150 до 200 тысяч (!) человек. Сухие надписи в храме сообщают, что новую статую возводят раз в 10 лет. Последняя статуя была воздвигнута в 28 году Хэйсэй, то есть три года назад.
Первые шесть статуй были уничтожены во время второй мировой войны. Статуя номер 7 была собрана в 1948 году, из остатков первых шести.
Главный зал был на ремонте и статуи выставлены в двух соседних павильонах. Внешне они выглядят совершенно как обычные статуи, к ним так же стоят очереди молящихся, они также парят в облаке благовоний и ничем не отличаются от статуй в любом другом буддийском храме, но впечатление всё равно жутковатое. И мурашки сами по себе так и норовят проломить позвоночник, несясь всем стадом то вверх то вниз.
Может, конечно, я с возрастом стал мнительным, но долго находиться там я не смог. Хотя мозг понимает, что с точки зрения буддиста, стать частью будды после смерти это же наивысшее выражение всей буддийской идеи о буддовости каждого существа. С точки зрения верующего тоже наверно, очень почётно стать частью священной статуи. С точки зрения родственников и семьи - тоже очень удобно: можно не платить за место на кладбище и всегда придти повидать дедушку. Но для человека с каким-никаким христианским культурным кодом, хоть и в значительной мере исковерканным и изуродованным, носителем в общем и целом всё-таки культурного кода западной цивилизации (я изо всех сил сейчас пытаюсь себя самого убедить, что то, что у меня в башке, это всё-таки более менее западный культурный код с основой в христианском мировоззрении. Ну хоть чуть-чуть) Короче даже мне с моими вывернутыми мозгами жутковато смотреть на это и знать, что перед тобой 200 000 человек, которые жили, смеялись, любили и ненавидели, чувствовали, страдали и радовались. Спешили в школу и на работу, работали в поле и водили самолёты, писали стихи и ели свои онигири на ужин. Бррр
А Ситэннодзи я не проникся. Несмотря на весь его почтненный возраст.