Курсовая особенности работы в ежедневной газете. Часть 2

Mar 23, 2012 20:13

Продолжение курсовой.



3.Работа с информацией, поиск тем.

Одной из основных обязанностей корреспондента в газете является поиск новых тем для публикаций. Он осуществляется в зависимости от того, в каком издании и отделе работает журналист. Некоторые издания делают ставку на оперативность, на немедленное реагирование на события происходящие в стране и мире, другие акцентируют внимание на анализе происходящего, на нахождение причинно-следственных связей между произошедшим.

Исходя из этого методы поиска актуальных вопросов происходят индивидуально в каждой газете. Но главное - это интерес читателей. Важно, чтобы материал находил отклик среди аудитории, являлся либо информацией к размышлению, либо сообщением о происшествии, либо путеводителем по различным сферам жизни человека.

Закон о СМИ гласит:

Статья 39. Запрос информации

«Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции»

Как мы можем видеть, в законе указаны государственные органы и организации, как структуры, обязанные предоставить информацию для журналиста. Что касается частных лиц и организаций - никто не вправе принуждать к выдаче информации. В данном случае всё зависит от договорённости, к которой придут корреспондент и интересующее его лицо или организация.

Для общественно-политических, информационных газет  информационный повод зачастую возникает спонтанно, поскольку тематика таких СМИ связана с жизненными событиями, происшествиями, трагическими случаями, не поддающимися планированию. Также освещаются запланированные и ожидаемые события, такие как политические заседания, открытие тех или иных муниципальных или государственных учреждений, встречи на высшем уровне, общественно значимые события.

Корреспонденты отдела происшествий, событий и расследований ориентированы на работу с правоохранительными органами, спасателями, адвокатами, пострадавшими. Они освещают громкие судебные заседания, повествуют о заказных убийствах, чрезвычайных ситуациях, таких как наводнение, пожар, взрыв, террористический акт и прочее. Информация о подобных происшествиях должна поступить в печать как можно более оперативно.

В сфере светской хроники и шоу-бизнеса актуальными являются премьеры фильмов, презентации альбомов популярных исполнителей и ансамблей, светские рауты и мероприятия, открытия галерей и претенциозных ресторанов, ночная жизнь города. Журналисты этой тематики, как правило, стараются сами присутствовать на подобных событиях, считают своей задачей получить комментарий о происходящем из уст известных людей, актеров, певцов, политиков или спортсменов.

Работники тематических отделов должны при поиске тем придерживаться заданного вектора. Им могут быть разделы для женщин, автомобильный раздел, гороскоп, кроссворд, гороскоп, телепрограмма и другие.

4. Особенности работы в таблоиде и «жёлтой прессе».

Табло́ид (англ. tabloid) - формат издания газеты c характерным типом вёрстки, предполагающий следующие особенности:
  • газетная полоса выполнена не на традиционном листе формата А2, а на вдвое меньшем листе формата А3, что позволяет с большим удобством читать газету в транспорте, переворачивать страницы.
  • значительное количество иллюстраций, часто «неправильной» (не четырёхугольной) формы, залезающие на текст и прочее.
  • короткий объём статей (от 600 до 3000), позволяющий читателю пробежать одну статью за самый небольшой период времени;
  • броские заголовки, выполненные очень большим кеглем;
  • активное использование цвета, в том числе для выделения текста. Часто в целях привлечения внимания отдельные статьи печатаются белым шрифтом по чёрному или цветному фону.

   Некоторые исследователи склонны считать одним из признаков таблоида обязательное наличие в газете эротических фотографий в том или ином объёме, однако скорее можно говорить о том, что наличие в газете лёгкой эротики свидетельствует лишь о ее «жёлтом», «бульварном» характере. Поскольку же большинство бульварных изданий действительно выполняются в формате таблоида, происходит некоторое смешение понятий, и характеристика типа вёрстки (которой является характеристика «таблоид») часто начинает использоваться как характеристика содержательной части газеты. Таким образом, большинство жёлтых газет - действительно таблоиды, но одно далеко не определяет другое.

Так, иногда «бульварные» издания выполняются в формате А2, который никак нельзя назвать таблоидным (например, в таком формате выходила газета «Мегаполис-экспресс»), и наоборот - достаточно серьёзные газеты в целях привлечения дополнительной аудитории либо полностью переходят на таблоидную вёрстку, либо печатают в формате таблоида часть своего тиража (так, например, поступает немецкая газета «Die Welt»).

Самые известные газеты-таблоиды - английские «The Sun» и «Daily Mirror», немецкая «Bild» и другие. На российском рынке самыми яркими представителями являются газеты  «Твой ДЕНЬ» и «Жизнь» (обе выпускаются медиа-холдингом «Ньюс-медиа Рус»).

«Жёлтая пресса» -
  1. Первоначально - обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых), скандалах, сплетнях.
  2. То же самое - унизительное высказывание в отношении любых Средств массовой информации.

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал - желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

В большинстве западных и некоторых российских «желтых» газетах можно увидеть обилие статей на уфологическую тему, рассказы про экстрасенсов и т. п, с характерной подачей материала.

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярноcти издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» - газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.
Жёлтая пресса в современной России

До перестройки все печатные издания подвергались цензуре и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Надо отметить, что и сейчас цензура не исчезла полностью, например, была закрыта газета «Московский корреспондент», сообщившая о свадьбе Владимира Путина и Алины Кабаевой, хотя по официальной версии причиной закрытия стала экономическая несостоятельность издания.

Во время перестройки была объявлена гласность (позже - свобода слова), после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража (яркий пример - «Мегаполис-экспресс», «Speed-инфо»).Как и в любой стране статьи желтой прессы стали содержать в себе фальсифицированные истории, вымышленные истории-небылицы, интимные подробности личной жизни знаменитых людей, ложные компроматы на политиков.          Позднее, в начале 2000-х годов, в Москве появляется еженедельная газета «Жизнь». Её основатель -  в прошлом журналист газеты «Ульяновские ведомости» и выпускник МГУ им. Ломоносова  Арам Габрелянов. Первые выпуски газеты, отпечатанные на принтере, будущий владелец медиа-империи бесплатно раздавал у входов в метро. Меньше чем за 10 лет газета стала выходить тиражом 2 500 000 экземпляров на территории России и за рубежом, 56 полос в цвете.

Газета «Твой ДЕНЬ» появилось несколькими годами позже. Это первый в России ежедневный таблоид. Тираж - 250 000 экземпляров, 28 полос в цвете. В случае с газетами «Твой ДЕНЬ» и «Жизнь» оба понятия совпадают, так как формат газеты является таблоидом, а содержание совершенно определённо можно отнести к «желтой прессе.

С пониятием «желтая пресса» неразрывно связано понятие «папарацци» - фотокорреспонденты, которые охотятся за сенсационными снимками. Об их работе хотелось бы рассказать подробнее. Сейчас на телевидении модно снимать сюжеты, посвященные папарацци. Я имела возможность работать с этими специалистами. График работы фотокорров очень тяжёлый, приходится постоянно переключатся с темы на тему, поскольку за день, как правило, бывает не одна, и не две - а три-четыре съёмки, за исключением случаев, когда необходимо сидеть в «засаде» по несколько часов к ряду. Могу сказать, что работать в таком темпе и с такими нагрузками сможет далеко не каждый, поэтому лично я испытываю уважение к профессионалам, которые живут по такому сумасшедшему расписанию годами, когда утром они спешат на происшествие, потом едут на интервью, а вечером съемки на презентации нового альбома известной группы. И так каждый день, практически без выходных. Иногда на машине с редакционным водителем, иногда на метро, чтобы быстрее доехать до места в обход пробок, иногда проводя несколько часов на морозе, без возможности нормально пообедать и отключить внимание хоть на минуту - потому что в любой момент могут появится  люди, из-за которых и предпринимаются все эти действия. Камера всегда должна быть наготове. Зачастую необходимо снять человека таким образом, чтобы он и не подозревал о том, что оказался под прицелом объектива. Всё это делает работу в таблоидах весьма напряженной.

5. Интерактивность современных ежедневных газет. Особенности работы в сети Интернет.

В условиях современного мира и его невероятно динамики сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни. Печатные газеты постепенно вытесняют Интернет СМИ, поскольку новости на сайтах обновляются постоянно и не нужно ждать выхода утренней газеты, чтобы узнать свежие новости. К тому же,  в таком случае не надо платить на номер и прочесть информацию можно бесплатно. Человеку уже нет необходимости покупать газету по дороге на работу, если он работает за компьютером с выходом в Интернет - он может быть в курсе последних событий не выходя из офиса.

В свете этой тенденции, все печатные издания открыли в сети свои официальные странички, на которых кроме текста и изображений присутствует ещё и видео. Некоторые издание не только дублируют материалы, вышедшие в газете, но и добавляют много дополнительной информации, образовав «он-лайн» отделы. Между интерактивными изданиями идёт борьба за первенство во времени - важно выложить новость у себя быстрее конкурентов. Некоторые эксперты вообще полагают, что сейчас газеты читают скорее по привычке или же в отсутствии сети Интернет, а в будущем сетевые копии газет совсем вытеснят бумажные оригиналы. Но эта судьба не постигнет, к примеру, журналы, поскольку их покупают не только ради информации, но и ради удовольствие рассмотреть изображения хорошего качества на глянцевой бумаге, перелистывать страницы. Кроме того, в женских журналах часто к страницам прикреплены пробные мини-порции кремов, лосьонов или духов, а компьютерные журналы прикрепляют к изданию CD или DVD диски, что тоже сказывается на мотивации покупателей.

6.Этические особенности работы в ежедневной газете.

Как известно, в СМИ - почти везде график и условия работы всегда тяжелы. И люди, которые могут выдержать все эти трудности и не уходят из этой сферы, всегда увлечены своей работой. Их можно понять - ты никогда не сидишь на месте, ты всегда в центре событий, на произошедшее твоими глазами будут смотреть тысячи людей.

Но, подчас, увлекшись этой медийной игрой, люди перестают понимать, что это не только их работа - это жизни других людей. С одной стороны, известные люди крайне негативно относятся к папарацци и журналистам таблоидов, вполне справедливо заявляя, что пресса вмешивается в их частную жизнь. Но, с другой стороны, каждый артист должен понимать, что за славу и успех он непременно должен платить пристальным вниманием к своей персоне со стороны журналистов и объективов камер. Поскольку я знаю «кухню» приготовления сенсаций - мне известно, что, по крайней мере, одно из изданий, специализирующихся на «звездных» скандалах, никогда не напишет, что певец грубо нарушил правила дорожного движения и у него отобрали водительские права… если этого не было на самом деле. Главный редактор этой газеты всегда говорит -  «Мы показываем правду. И если вы напьетесь и устроите драку - мы это покажем. Если вам это не нравится - не поступайте так. Ведите себя прилично».

Однако когда дело касается обычных людей, которые попали в тяжелые жизненные ситуации, всё становится совсем не так просто. Поскольку я работала в отделе происшествий, мне чаще приходилось сталкиваться с простыми людьми, а не с известными артистами. Задания были совершенно разноплановые. Начиная от крупных аварий и пожаров, и заканчивая убийствами, изнасилованиями и преступлениями на почве межнациональной розни. Не стоит удивляться, что родственники этих людей очень редко соглашались на общение с прессой. Их можно понять. Но моя работа заключалась в том, чтобы выяснить, как это было на самом деле и рассказать достоверную версию события. Издание никогда не называло в своих публикациях никого виновным до оглашения приговора в суде - что соответствует Закону о СМИ РФ.

Когда встает вопрос о журналистской этике, я всегда невольно вспоминаю одно задание. Весной, после открытия мотоциклетного сезона, постоянно стали поступать сообщения о разбившихся мотоциклистах. Одним из них было сообщение о том, что разбился тест-редактор журнала «Мото». Стало известно, что молодому человеку всего 23 года. Мы с фотокорреспондентом поехали в редакцию «Мото» и поговорили с главным редактором. Там мы выяснили, что молодой человек буквально жил мотоциклами, а в журнале занимался тем, что испытывал новые модели и писал на них свои рецензии. Кроме того, он сам раньше занимался мотокроссом, и мотоцикл знал, как свои пять пальцев, и с технической точки зрения, и в управлении. Пока мы были там, для нас это было обычное задание, к которому мы отнеслись совершенно спокойно. Но потом мы отправились к родственникам погибшего. В тот момент там находилась только бабушка погибшего. Не смотря на тематику своей работы, настолько пронзительные моменты я встречала нечасто. Выяснилось, что молодой человек недавно женился. Когда сталкиваешься с чужим горем лицом к лицу, сложно остаться равнодушным. Когда видишь неподдельное отчаяние, герой перестает быть для тебя персонажем очередной статьи - он становится реальным человеком. Невольно проецируешь ситуацию на себя. В результате, мы просто бойкотировали это задание, не побоявшись гнева редакторов. Мы поняли - это уже слишком.

В подобных трудных с этической точки зрения ситуациях, каждый сам делает свой выбор и нужно помнить об этом при создании каждого материала.

III. Заключение.

В заключение, мне хотелось бы ещё раз отметить, что у каждой редакции и у каждого издания есть свои индивидуальные особенности и тонкости в работе. Однако у всех ежедневных газет есть главное объединяющее свойство - это работа для читателей и ответственность, которая ложится на издание перед аудиторией. Я полагаю, что задача каждого журналиста состоит в том, чтобы нести личную ответственность за каждое слово, напечатанное под его фамилией. Каждый сам должен быть для себя судьей. Лично я всегда стараюсь представить, что мое слово могут прочесть мои близкие и друзья, поэтому стараюсь писать осознанно и со всей ответственностью. Главный судья все равно зритель. И наверно, хороший журналист - тот, который своим материалом или сюжетом старается сделать что-то хорошее для зрителя. Быть может, откроет на что-то глаза, озвучит голую правду или же наоборот, вселит надежду и даст веру во что-то лучшее.

Библиография:

1. Закон о средствах массовой информации, от 27 декабря 1991 года.

2. Журналистика, базовый курс. Ворошилов В.В., Издательство Михайлова В.А., С-Петербург, 2006.

3. Введение в теорию журналистики. Прохоров Е.П., Издательство «Аспект Пресс», Издательство МГУ, Москва, 2003.

4. Техника и технология СМИ: печать. Ситников В.П. Издательство «Эксмо», Москва, 2005.

5. Отечественные женские журналы XX века: история развития и типологии.

Коломийцева Е.Ю., «Лазурь», Москва, 2008.

6. Основы творческой деятельности журналиста. Лазутина Г.В., «Аспект Пресс», Москва, 2001.

7. История новейшей отечественной журналистики. Овсепян Р.П., М., Изд-во МГУ,1999.

8. Формы и методы работы журналиста с источником информации. Учеб. пособие. - М.: Пульс, 2001.

Previous post Next post
Up