Когда-то на третьем курсе я написала вот эту вот курсовую полностью сама, от первой до последней буквы и считала что я маладец ))))))) Выкладываю сюда просто на память. Всё сохранено как было, правок нет. Если кто-то захочет вопользоваться и сдать какой-нибудь зачёт - я только за, на здоровье! Я за неё получила 5 в свое время. И кстати, тем, кто захочет использовать курсовую - в ней есть описания личного опыта работы, так что будьте осторожны и всё-таки прочтите, прежде чем сдавать. З.ы. Вся курсовая в один пост не влезает, будет две части. Это первая.
I. Введение.
По данным
Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, на сентябрь
2006 года в
России издается 49 201 периодических печатных СМИ, в том числе 23 749 газет, в числе которых издания различной периодичности и тематики.В своей курсовой работе я хочу рассмотреть специфику работы в ежедневной газете на примере классической общественно-политической или информационной газеты.
II. Содержание
1.Структура редакции ежедневной газеты
Главный редактор - руководитель редакции, определяет его содержание и направленность, формирует позицию газеты на рынке медиа, является лицом издания в медиа-мире. Кроме ответственности за содержание средства массовой информации, главный редактор должен контролировать работу всей структуры редакции.
Шеф-редактор - исполняет обязанности заместителя главного редактора. Отвечает за внутреннее позиционирование издания.
Главный редактор и шеф-редактор осуществляют внешние связи с политическими партиями, крупными финансовыми партнёрами средства массовой информации.
Ответственный секретарь - контролирует работу всех отделов, следит за отсутствием ненужных повторов в материалах, пересекающихся тем, противоречий между публикациями.
Главная редакция в некоторых изданиях называется «ньюс-деск». Эта структура отбирает наиболее интересные темы для освещения и отсеивает не актуальные.
Отделы редакции
Отдел общества.
Отдел политики.
Отдел происшествий, событий, расследований.
Отдел культуры.
Отдел экономики (или финансов).
Отдел спорта.
Отдел тематики.
Отдел регионов.
Иностранный отдел.
Для федеральных газет очень важна работа региональных или иностранных отделов, поскольку требуется получать информацию не только о событиях в городе, где расположена редакция, но и из других городов и стран мира.
В крупных газетах эти отделы осуществляют связь со своими региональными редакциями или коррпунктами. Если требуется информация из региона, где нет своей редакции - эти отделы связываются с представителями редакций других газет, расположенных в этом районе. В работу иностранного отдела входит отслеживание материалов иностранных СМИ, обработка их материалов, адаптация и рерайтинг.
В каждом отделе существует редактор отдела и заведующий отделом (по сути, исполняет обязанности заместителя редактора отдела.) Контролируют работу отдела в целом и каждого сотрудника в частности. Осуществляют отбор тем, предложенных журналистом, и представляют отобранные темы главной редакции на планёрках, где выносится решение - отрабатывать тему или нет. Также редактор отдела и зав. отделом редактируют предоставленные корреспондентом тексты и являются связующим звеном между руководством редакции и каждым сотрудником своего отдела.
Газетные журналисты делятся на корреспондентов, специальных корреспондентов и обозревателей.
Корреспондент занимается поиском, сбором и обработкой информации по заданной теме или выбранной самостоятельно. Если есть необходимость, корреспондент осуществляет выезд на место события или происшествия. Осуществляет написание журналистского материала.
Специальный корреспондент имеет больше возможностей для выбора темы и обладает возможностью более свободного анализа событий, явлений, происшествий.
Обозреватель - более самостоятельная творческая единица, которая может быть прикреплена как к отделу, так и к главной редакции (если она есть в наличии). Как правило, он может напрямую общаться с руководством и заявлять темы непосредственно шеф-редактору или главному редактору. Во многих газетах обозреватели занимаются исключительно аналитической работой и имеют возможность высказывать собственное мнение в отличие от корреспондентов. Обладают приоритетом на командировки.
В регионах есть собственные корреспонденты, которые постоянно находятся удалённо от основной редакции.
Существуют также стрингеры, которые могут работать сразу на несколько изданий. После удачно выполненной работы их могут пригласить в штат. Среди них могут быть как фотокорреспонденты, так и пишущие журналисты.
Фотоотдел (или отдел иллюстраций).
Может включать в себя фотокорреспондентов, бильд - редакторов, иллюстраторов, карикатуристов. Например, в США существует запрет на фотосъемку в зале суда. Но рисование происходящего не возбраняется. Таким образом, американские журналисты нашли способ иллюстрировать судебные заседания рисунками.
Кроме самостоятельного создания визуальных материалов осуществляет работу с фото-банками, занимается инфографикой. Также может существовать арт-дирекция.
Отделы, как и их численность, могут видоизменяться и варьироваться в зависимости от тематики редакции и её нужд.
Вёрстка.
Очень важная часть создания печатного СМИ. Современная вёрстка производится с помощью специализированных компьютерных программ. В ежедневных газетах верстальщики начинают свою работу днем и завершают поздним вечером, когда номер отправляется в ночную печать, а уже ранним утром появляется в газетных киосках.
Рекламный отдел.
Осуществляет продажу рекламных площадей издания, работает с рекламодателями. Половина доходов газеты приходится на рекламу, вторая половина - на деньги от распространения по подписке или в розницу.
PR- отдел.
Способствует продвижению самого издания в мире медиа, проводит различные PR- акции. Отвечает за распространение информации в сети Интернет, поскольку большим показателем популярности газеты считается наличие её материалов на таких сайтах, как mail.ru и других поисковых систем.
Интернет- отдел (или медиа-отдел).
Для современной газеты очень важно существование во всемирной паутине сайта издания, что позволяет существенно расширить рамки, обозначенные тиражом. О взаимосвязи газет и сети Интернет я буду говорить в соответствующей главе (стр.17).
Юридический отдел.
В условиях современности редакции очень трудно обойтись без штатного юриста или юридического отдела, потому как при неоднозначности многих явлений и тенденций не исключены судебные разбирательства и изданию необходимо выверено, с точки зрения буквы закона, подавать информацию в печать.
Кроме всех вышеперечисленных отделов нормальное функционирование редакции не сможет происходить без бухгалтерии, секретаря редакции и автомобильной базы.
2.Один день из жизни редакции
Рабочий день в газете начинается с планёрки (или летучки) на которой присутствуют редакторы отделов, ответственный секретарь, шеф-редактор и главный редактор.
Планёрка - это совещание, на повестке дня которого рассматриваются следующие вопросы:
- Обсуждается последний вышедший в свет номер, подготовка которого осуществлялась накануне и свежие выпуски газет-конкурентов. Выявляются как промахи - то, что было упущено из вида - так и удачные материалы. Обсуждается визуальная подача. Принимаются решения и меры по устранению недостатков в работе.
- Выносятся на обсуждение темы для материалов, которые были найдены редакторами отделов или их подчинёнными. Определяются интересные для освещения вопросы, по которым далее будут создаваться материалы.
Обработка тем.
Редакторы раздают задания сотрудникам. Проводится мониторинг информации в сети Интернет по заданной теме. Это происходит для того, чтобы узнать, какие материалы уже были написаны по данному вопросу, и какая информация не будет эксклюзивной. Для получения информации может быть задействована работа с пресс-службами. При необходимости осуществляется выезд на место события или происшествия, происходит общение с лицами, обладающими информацией по нужной теме. Это могут быть сотрудники различных ведомств, участники или свидетели событий.В работе над темами важны находчивость, изобретательность и оригинальный подход к решению поставленной задачи.
Дистанционная работа.
Представляет собой работу с телефонными базами и сетью Интернет. Телефонные базы могут быть самые различные. Например, база номеров известных людей, их PR-менеджеров, пресс-секретарей и прочих. Каждая редакция стремится создать собственную уникальную базу, это одна из главнейших ценностей в редакции.
Большую роль также играет умение работать с «блогосферой», поскольку блоги и сетевые дневники в наше время стали своего рода отражением общественных тенденций, вопросов, которые интересуют читателей, вызывают наибольшее количество дискуссий или являются наболевшими для населения.
Работа с текстом.
После того, как информация по интересующему вопросу была собрана, начинается процесс непосредственного написания журналистского материала. Это очень важный и трудоемкий процесс, момент журналистского творчества, когда корреспондент должен собрать воедино все полученные сведения по теме и соединить их в единое стройное повествование. Когда создание текста завершено, происходит его редактирование, корректура, подбор иллюстраций и инфорграфики. В наше время текст чаще всего сразу же печатается на компьютере в специализированной программе, которая сразу дает информацию об объеме текста, что упрощает работу и корреспондента, и верстальщика.
В каждой газете существует определённое время подписи номера в печать, до которого нужно успеть завершить всю работу над материалом. На профессиональном сленге этот момент времени называется «дэдлайн» - что в переводе означает «мертвая линия». Время, за рамки которого ни в коем случае нельзя выйти.