Микеланджело vs. Леонардо

Apr 10, 2010 15:46




Кто из этих двух мастеров был более великим? Несомненно Милеланджело, и вот почему.


Ко времени получения заказа на роспись стены Большого зала Совета Микеланджело был хорошо известен не только во Флоренции, но и в Риме, где создал несколько крупных произведений - статую «Вакх» (1496-1497), скульптурную группу «Пьета» для собора Св. Петра (1498-1501), картон «Св. Франциск» (1496-1497), статую «Купидон» (1496-1497). И, главное - во Флоренции практически уже был готов «Давид» (1501-1504).
Леонардо же во Флоренции был известен своей «Джиневрой дель Бенчи» (ок. 1478-1480), несколькими небольшими Мадоннами и незаконченными «Св. Иеронимом» (1480) и «Поклонением волхвов» (1481). Во Флоренции репутация Леонардо была сомнительная, и в профессиональном плане (не заканчивал работ, но деньги получал), и в моральном. Правда, в Милане к тому времени были созданы крупные знаменитые «Мадонна в скалах» и «Тайная вечеря», прославившие его имя. Но хочу напомнить, что Леонардо было в это время 51 год , а Микеланджело было 28 лет.

В течение нескольких лет картоны обоих художников «Битва при Ангиари» и «Битва при Кашине» стояли в одном зале. Но при этом, Микеланджело даже не начинал роспись стены. После письма папы Юлия II, потребовавшего художника в Рим, Микеланджело уехал из Флоренции в марте 1505 г. Но добрался до Рима он только в январе 1506 г, проведя все это время в Каррарских каменоломнях, занятый отбором мрамора для усыпальницы папы Юлия II. Все эти месяцы он, по замечанию Р. Роллана, «трудился как каторжный», выискивая и добывая с двумя подмастерьями необходимое количество мрамора (после его доставки в Рим, мрамор занял половину площади Св. Петра), занимаясь его погрузкой на баржи, выискивая деньги на оплату перевозки и т.п. В итоге ему пришлось оплатить и стоимость самого мрамора, т.к. папа передумал строить свою гробницу, а переключился на другой, более грандиозный проект. Оскорбленный Микеланджело покидает Рим и возвращается в марте 1506 г. во Флоренцию, где собирается заниматься скульптурными работами. Папа предпринимает несколько попыток примирения и в итоге, после длительных переговоров, примирение все же произошло. Микеланджело была заказана статуя папы, а после выполнения этого заказа, пришло новое приглашение в Рим и новый заказ, навсегда обессмертивший имя Микеланджело - ему предложили расписать свод Сикстинской капеллы. Это было похоже на новый вызов. Ведь рядом Рафаэль должен был начать росписи Ватиканского дворца, а сам Микеланджело был плохо знаком с техникой фрески. И Микеланджело, считавший себя в первую очередь скульптором, согласился. К работе он приступил в 1508 и закончил в 1512. Общая площадь росписей Микеланджело в капелле - ок. 520 м².

Леонардо же, захваченный в это же время работой над «Джокондой», совсем утратил интерес к заданию и не знал, как выйти из ситуации, ведь Большой Совет десяти требовал от него или закончить работу, или вернуть полученные деньги. Ситуацию разрядило письмо миланского правителя Шарля д’Амбуаза, приславшего письмо с требованием откомандировать Леонардо на три месяца в Милан для выполнения каких-то работ. Совет десяти разрешает выезд и Леонардо покидает Флорнцию в конце мая 1506 г. Но, по прибытии в Милан, выяснилось, что никаких конкретных заказов, собственно нет, и скорее всего изначально и не было, за исключением претензий Братства Непорочного Зачатия к их версии «Мадонны в скалах», за которую, по мнению Леонардо ему недоплатили, а у Братства было прямо противоположное мнение. Не исключено, что письмо было продиктовано желанием французов, преклонявшихся перед гением Леонардо, помочь ему в трудном положении. Не исключено также, что Леонардо позаботился о том, чтобы французы узнали о его трудностях. Когда же спустя три месяца Совет десяти затребовал Леонардо обратно, в дело вмешался сам Людовик XII и лично продиктовал текст письма во Флоренцию, после которого флорентийцам пришлось довольствоваться лишь тем, что у них осталось - картоном и останками росписи. Леонардо же была предоставлена полная свобода действий и неплохое содержание, которые он употреблял в основном на научные изыскания. К 1512 году ему пришлось (по решению суда) закончить второй вариант «Мадонны в скалах», был написан также один из вариантов утраченной «Леды».
Как видим, причины отъезда у художников были разные. Отъезд Леонардо скорее напоминал его первый отъезд 1482 г., (когда признания не было, оставались незаконченные работы и репутация была сомнительная) - снова крупная неудача, а «Джоконда» или не принята или не закончена, а Микеланджело предложили новый крупный и престижный заказ. Загруженность же и масштаб работ (без учета художественной ценности) не сопоставимы. Что, кстати, выражалось и в финансовом положении художников. Если Леонардо в последние годы практически жил на пенсию (пусть и неплохую, принимая во внимание предыдущие периоды жизни), то Микеланджело после смерти оставил наследникам колоссальное состояние заработанное гонорарами. Ну, а с течением времени художественная ценность + аура ( из бесспорных разнообразных достоинств и талантов, а также слухов и тайн) сложившаяся за этот период вокруг имени Леонардо вывели его на недосягаемую высоту.



Искусство, Италия, Леонардо Да Винчи, Европа

Previous post Next post
Up