Относительно щепетильности Леонардо к мелочам

Apr 11, 2010 12:16




На картине Леонардо  "Тайная вечеря" собравшиеся сидят за столом европейского типа, а ведь евангелисты говорят, что они «возлежали»: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26:20»; «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним» (Лк. 22:14); «И когда они возлежали и ели…» (Мк. 14:18); «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять…» (Ин. 13:12). Далее - на картине хлеб изображен в виде булочек, целых и разрезанных. Это сразу две ошибки, т.к. на пасхальной трапезе не могло быть квасного хлеба. В Евангелиях сказано: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?» (Мф. 25:17); «В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.» (Мк.14:12); «Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите и приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22:7-8) (Кстати, вот один из возможных ответов на вопрос - откуда такая близость между Петром и Иоанном и присутствие ножа. И намек на жертву (нож над блюдом). Они (Пётр и Иоанн) провели большую часть дня вместе и заклали реального агнца. И вечером именно к Иоанну Пётр обращается, чтобы тот уточнил сказанное Иисусом: «Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит» (Ин. 13:24). Кто заклал агнца из текста не ясно. Этим ли ножом заклали агнца или нет? Но ведь позже, именно у Петра оказывается оружие, которое он применяет при аресте Иисуса). Знал ли Леонардо тонкости еврейских традиций? Сомнительно. Но он мог основываться на словах евангелистов: «Они пошли и нашли, как сказал им, и приготовили пасху» (Лк. 22:13). Сомнения в доскональном знании Леонардо еврейских античных традиций возникают всё из-за тех же мелочей - квасной хлеб и к тому же разрезанный, хотя евангелисты указывают: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил …» (Мф. 26:26); «И когда они ели, Иисус взяв хлеб, благословил, преломил, дал им…» (Мк. 14:22); «И взяв хлеб и благодарив, преломил его и подал им…» (Лк. 22:19)
На картине также видны дольки какого-то цитрусового плода.




Но первые сведения о выращивании цитрусовых в Израиле относятся к периоду крестовых походов. «В эпоху позднего средневековья арабские торговцы ввезли и внедрили выращивание кислых сортов лимона (также называемого Севильского позднего) и сладкого лимона. Культура апельсина проникла в Эрец-Исраэль, по-видимому, из Португалии в начале 18 в….» (Электронная еврейская энциклопедия) http://www.eleven.co.il/?mode=article&i ... 2%D0%D3%D1 Единственный цитрусовый плод, который мог присутствовать на столе Тайной вечери - этрог, давно известный к тому времени. Вот только поспевает он совсем к другому празднику - Суккот, в месяце Тишрей (сентябрь-октябрь). Кроме того у этрога толстая кожура:




а на картине Леонардо кожура плода довольно тонка, как у апельсина или лимона.

Искусство, Италия, Леонардо Да Винчи, Европа

Previous post Next post
Up