Возвращаясь к арке Тита

Jun 04, 2015 18:45

По предыдущему посту неожиданно возникли вопросы. По мере скромных сил попытаюсь ответить, причём, отдельно, ибо для коммента текст слишком большой. Вопросы можно прочитать в ветке.

Для начала процитирую Эйнзидельнский кодекс 326, лист 71v, ту часть, которая касается арки: Senatus populusque Romanus imp(eratori) Tito Ceasari divi Vespasiani f(ilio) Vespasiani Augusto pontif(ici) max(imo), trib(unicia) pot(estate) x, imp(eratori) XVII, [c]o(n)s(uli) VIII, p(atri) p(atriae), principi suo, quod praeceptis patri(is) consiliisq(ue) et auspiciis gentem Iudaeorum domuit et urbem Hierusolymam, omnibus ante se ducibus regibus gentibus aut frustra petitam aut omnino intem(p)tatam, delevit.

Пассаж имеет заголовочек с указанием места размещения надписи - in arcu in Circo maximo.
Если что, надпись издана в CIL VI, 944 (др. издание - ILS 264).

Сложилась традиция отождествлять эту триумфальную арку с входной аркой в Большой цирк. Повторю цитату Дж. Хамфри насчёт общепринятости и, одновременно, шаткости этой позиции: it is always assumed that this ark was located at the centre of the semicircular end, although it may be observed that there is no secure evidence for its precise location in the Circus. Томмазо Леони считает, что арку воздвигли в июне 81 г. - к десятой годовщине триумфа. Кстати, Дион Кассий упоминает, что в честь победы Веспасиану и Титу воздвигли триумфальные арки (множ. число) (65, 7, 2). Так что арка, ассоциируемая с цирком - не та же самая, что известная нам сейчас (с семисвечником и проч.).

В то же время, первое известное изображение входной арки относится к правление Траяна. Там она одинарная, расположена не строго фронтально, а чуть косо. Наверху размещена квадрига (видно плохо, согласен).



На более поздних изображениях мы видим уже тройную арку. Поэтому Хамфри предполагает, что при реконструкции цирка Траяном арка была расширена до трёхчастной.



Маловероятно, что ведущиеся раскопки позволят обнаружить надпись на арке, зато колонны уже найдены. Поэтому с уверенностью можно говорить лишь о том, что раскопаны остатки входной арки в Большой цирк. Но вот была ли она воздвигнута в честь Божественного Тита Флавия Веспасиана?

Это по поводу арки. Ещё был задан вопрос по акведуку.




Аква Мариана был построен по указанию Каликста II в XII веке. Собственно, это был не акведук, а канал. Выше я набросал примерный маршрут (прошу не относиться к наброску серьёзно - времени разбираться с этим было мало). Следы канала можно проследить по сооружениям (мельницы) или даже каким-то водным путям. Так, говорят, воду можно увидеть у башни Франджипани (Молетты) на месте пресловутой арки Большого цирка. Ниже фото. Кто знает, возможно в зарослях травы и скрывается хилый поток. По крайней мере, на гуглоснимке вода не видна. Канал был засыпан относительно недавно - в годы фашистской диктатуры.






Никакого отношения к акведуку Марция Аква Мариана не имеет. Зато он был связан с другими древними акведуками - Aqua Tepula и Aqua Iulia. Существует несколько вариантов названия этого водотока: Mariana, Marrana, Marana. Последние два среди туземцев обозначали местность, пересечённую канавами, или сами канавы, пруды и прочую водную мелкоту. Mara - пруд, болото, amara - канава, заполненная водой. Как считается, mariana - искажение первого слова и к женскому имени или древнеримской фамилии отношения не имеет.

Вообще, над всем этом ещё корпеть и корпеть... Например, было бы интересно разобраться с водной системой папского Рима, было бы время да возможность съездить в Италию. Эх! А вот нет ли по Риму чего-нибудь эдакого, как Сергей Иванов по Константинополю написал?!

копилка ненужных фактов

Previous post Next post
Up