Концерт к 105-летию со дня рождения Толкачёва

Apr 22, 2012 06:04



Несколько реплик, для памяти.
Концерт проходил 18 апреля в Камерном зале Театра оперы и балета. Я в этом зале был в первый раз: обстановка довольно уютная и умиротворяющая, совсем не помпезная (в отличие от большого зала). Помещение очень хорошо подходило к тематике мероприятия, поскольку, собственно говоря, это был не просто концерт, а вечер памяти Семёна Толкачёва (1907-1970 гг.), долгие годы - главного концертмейстера театра. Ведущим выступал Виктор Скоробогатов - образец интеллигентности, учтивости и мастерства. За фортепиано весь вечер была дочь Семёна Толкачёва - Лариса. Вечер начался с интереснейшего введения. Это был обзор жизни мастера, сопровождавшийся экскурсами в историю театра (белорусского и мирового), многочисленными отступлениями, за которые ведущий несколько раз извинялся, но которые в общем повествовании смотрелись очень органично.

Главным удовольствием была музыка. Прекрасные миниатюры - романсы и арии замечательных композиторов. Каждая из частей концерта завершалась исполнением дуэта, в первом случае - из "Травиаты", во втором - из "Трубадуров". Из солистов вспомню тех, кто запомнился мне раньше при посещении оперы: баритон Владимир Громов и молодой тенор Юрий Городецкий. Они великолепны, и то же можно сказать об остальных выступавших.

Под конец одна из историй, рассказанных на вечере, правда, не ведущим, а старейшим членом труппы, народным артистом Беларуси Виктором Чернобаевым. В бытность свою юношей, выпускником хора Красной Армии, поехал он по распределению в минский театр. Там, прежде чем брать кого-либо на работу, давали испытательный срок. Чернобаев поступил на своего рода стажировку к Семёну Львовичу Толкачёву, который уже несколько лет был главным концертмейстером. Вместе с ним на испытании был солист московского Большого театра, некто Сыроватко-Золотарёв. Чернобаев рассказывал о том, каким требовательным и в то же время мягким был Семён Толкачёв. Они занимались несколько месяцев и первым, кто сообщил певцу о приёме его на работу, был именно Толкачёв. Радость от того, что он попал в труппу, сопровождалась удивлением. "А как же Сыроватко-Золотарёв? Он же выпускник московского театра, почему я, почему не он?" Ответ учителя был афористичен: "Понимаете, Витя, может для жены он и Золотарёв, но для нашего театра - Сыроватко".

Описание программы вечера на сайте Большого театра

дыбр

Previous post Next post
Up