Тур Rattle That Lock Дэвида Гилмора начался почти год назад, в сентябре 2015, в Европе. Изначально предполагалось, что Гилмор после Европы прокатится по Северной и Южной Америке, и уже в этом, 2016 году, даст эксклюзивный концерт во Вроцлаве, Польша, где он выступит на центральной площади с оркестром, сопровождавшим его известное выступление в Гданське в 2008 году. Однако зрительский ажиотаж был столь высок, что Гилмор добавил еще ряд концертов по Европе. Мы попали на третий концерт (в Вене) заключительной части этого грандиозного и коммерчески успешного тура.
Гилмор, в отличие от Уотерса, давно отошел от масштабных эпических рок-представлений. Была сравнительно небольшая сцена на открытой площадке, вместимостью где-то около 10 000 человек, что для Гилмора, запросто забивающего до отказа тридцатитысячники типа Мэдисон Сквер Гарден или Голливуд Боул, довольно скромно. Сама площадка - это 400-летний замок Шёнбрунн, крупнейший памятник австрийского барокко и вообще один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей Европы. Видимо, именно это для 70-летнего Гилмора сейчас в приоритете - не вместимость площадки, но стиль и вписанность в исторический антураж.
Помню, когда я 10 лет назад поехал в Бухарест на концерт Роллинг Стоунз, у меня произошел спор с моими более молодыми друзьями, воспитанными на новом рокенролле 90-х годов: да ты посмотри на них, да с них же песок сыпется, когда они к микрофону подходят, рокенролл - это участь молодых, и вообще старикам здесь не место! С тех пор я немало побывал и на стариках, и на молодежи, но именно Роллинг Стоунз выдали лучшее рок-шоу из мною виденных. До недавнего времени во всяком случае, пока я не побывал на концерте Дэвида Гилмора.
Гилмор пару месяцев назад отпраздновал свое 70-летие, и он с невероятной легкостью выдал 3-часовое шоу с минимальным 10-минутным перерывом. Начало было заявлено в 8 вечера. И ровно в 20.01 на сцену вышел бэнд. Никакого разогрева, никаких опозданий, никаких предшествующих появление любой коронованной рок-особы салютов и взрывов. Солнце как раз только начало менять свой цвет на закатно-красный и садиться за правый флигель красивейшего замка, и в минимальной сценической дымке появилась группа, которая после небольшого вступления "5 A.M." сразу бабахнула последней хитярой Rattle That Lock.
Сет-лист очень тонко перемежал проверенные временем флойдовские бомбы и атмосферные изыски из последних двух альбомов Гилмора. Rattle That Lock был сыгран почти полностью (без 2 треков), из предыдущего студийника прозвучали божественные The Blue и одноименная On An Island. Три песни из флойдовского Division Bell вписались в текстуру сольных гилморовских композиций как родные. Прозвучали так же пару бомб из до-дарксайдовского периода - One Of These Days и Fat Old Sun. Ну и конечно Money, Us and Them, Wish You Were Here, Run Like Hell - всего этого было в достатке.
Вообще мне сначала показалось, что Гилмор довольно долго раскачивает публику. Wish You Were Here он, например, сыграл фактически в самом начале - третьей песней, именно чтоб по-быстрому закончить с этим. Однако я ошибался. Гилмор вообще никого не раскачивал. Ему это не надо. Он просто стоял на одном месте, меняя инструменты: то стратокастер, то телекастер, то, понятное дело, акустика. И все. Ни о каком энергичном рок-представлении не могло идти и речи. Поскольку здесь энергия совсем в другом кроется - в самом музыкальном материале. А он, как всем известно, божественен.
Кстати, что хотелось бы отдельно отметить - необычайную чистоту голоса Гилмора. В нем не появилось никаких старческих ноток, не слышно хрипотцы, поет чисто и хорошо. Хорошо настолько, что даже лучше, чем на последних флойдовских турах конца 80-х начала 90-х, где он в некоторых местах (Money, например) просто начинал орать, выдавливая из себя пресловутую рок-харизму. А это совершенно не его. Его - это просто стоять, играть и петь. И не надо никаких перенапряжений. Надо просто все исполнить идеально. С чем Гилмор успешно и справился.
Закончился первый сет, второй начался с One Of These Days, и сразу после нее - Shine On You Crazy Diamond. И вот казалось бы - ну сколько ж можно ее слушать, а? Ну с детства же наизусть. И все равно - в клочья. Это был разрыв в гребаные клочья. Не меня одного, бившегося в понятной истерике и мешающего всему залу. Публика вообще была весьма разнородной: было много молодежи, разумеется было много и стариков, были семьи с детьми, были какие-то венские дамы-аристократки предпенсионного возраста. И все они постепенно сходили с ума со своими внутренними менадами.
Как у него все это получилось? Все просто - Гилмор уже 50 лет на сцене (это возвращаясь к разговору о стариках в рокенролле). Он уже давно не умеет иначе. Пинк Флойд вообще всегда славились своими повышенными требованиями к технической составляющей музыки. Постепенно Гилмор довел это до абсолюта, до идеала. О звуке можно вообще просто не говорить - звучало все так, что можно было дотронуться до каждой ноты. Каждый бэк был слышен чуть лучше, чем идеально. Я сталкивался с таким мнением, что, мол, Пинк Флойд, а вместе с ними и Гилмор, вовсе не концертный бэнд. Мол, их интереснее слушать именно в студийном варианте, где слышна работа группы над записью, поскольку они вообще являются известными перфекционистами. Тут конечно сложно спорить. У Флойдов действительно в музыке совсем мало места для импровизации, как у Лед Зеппелин, например. Разрыв рок-риффов, как у Роллингов, у них тоже сведен к минимуму. Но вот чего у них не отнять - необычайно сильная эмоциональная составляющая. Люди плакали. Реально. Я это видел. Сквозь собственные слезы. И дело даже вовсе не в том, что я наконец-то побывал на любимейшем человека своего детства-отрочества-юности. Нет. Дело именно в игре Гилмора, в его манере, в его высочайшем исполнительском мастерстве, в самой культуре звука. По сути ему можно записывать каждый концерт, и он будет звучать идеально. Эта его интонировка - именно она вытаскивает всю вашу душу.
Ну и конечно же, кода шоу была совсем невероятной. Солнце давно уж село, замок подсвечивался тихими оранжево-желтыми тонами, и на сцене вовсю развернулось известное флойдовское лазерно-световое представление. Вот тогда-то Гилмор и бабахнул неожиданное Sorrow из Momentary Lapse Of Reason 1987. Это было слишком мощно для того, чтоб передать всю величественность происходящего: Гилмор разговаривал своей гитарой, рычал ей, исторгал совсем уж несуществующие ноты и звуки. Ну и в конце, в энкоре, разумеется Comfortably Numb с красивейшим, бесконечным, но таким коротким гитарным соло, навеки отложившимся в голове вместе с картинкой на фоне падения дома Габсбургов.
Фоточки
вот здесь есличё