«Риллингтон-плейс» (Rillington Place), 2016, мини-сериал

Jan 09, 2017 16:50


Праздники закончились, можно смело переходить к чему-нибудь более мрачному (особенно на фоне нового сезона «Шерлока», не удержалась я от усмешки). История, вокруг которой петляет чудесный мини-сериал ВВС, основана на реальных событиях. Жил да был в Лондоне Джон Реджинальд Халлидей Кристи, еще один печально известный британский серийный убийца. За убийства, совершенные Кристи, был повешен невиновный человек, чью жену и (вероятнее всего, не доказано в суде) ребенка такой улыбчивый Джон убил. Но вот основан проект с Тимом Ротом скорее на материале другого легендарного фильма. Всё по порядку.



Вступление

Припоминаю, что когда я глядел на застывшее тело моей первой жертвы, то испытывал странно умиротворяющее волнение. © Джон Реджинальд Халлидей Кристи

На историю английского массового убийцы Джона Кристи наткнулась несколько лет назад. Меня тогда ужасно волновали темы психопатологии, а еще точнее причины добровольного ада, в который люди спускаются сами и толкают других людей. Исследуя тонны мрачных биографий и ужасной статистики, пройти мимо Кристи не смогла. Было нечто особенно угнетающее именно в его поведении и преступлениях. Если без особых спойлеров, то Кристи родился в Нортораме (Northowram) вблизи Галифакса в Йоркшире. В 1916 году, реально служил пехотинцем во время Первой мировой войны, где, по некоторым сведениям, получил ранение от газовой атаки. На него он в впоследствии и ссылался, утверждая, что больше никогда не мог громко говорить. После увольнения из армии, был заключен в тюрьму. Даже несколько раз за различные преступления, в том числе кражу и насилие. С началом Второй мировой войны в 1939 году, был принят на службу в резервную полицию, умудрившись обмануть местные власти. Тихий и немногословный сосед совершал свои убийства между 1943 и 1953 годами фактически на глазах у всех. Кристи, как правило, душил своих жертв после того, как травил их бытовым газом до бессознательного состояния. Но многие детали этого дела беспорядочны в силу газетной шумихи и совершенно запутанных показаний свидетелей.



Что важно знать

Мини-сериал основан не на биографии Кристи (ей посвящены десятки книг и расследований, диссертаций и статей). Не ждите от хорошей картины объяснений и данных о детстве. Вам не обязательно знать, что Кристи был младшим ребенком в большой семье. Что у него были сложные отношения с отцом, что сестры издевались за не очень успешным братиком, а мать слишком его опекала. Что он любил алгебру, не нравился сверстникам и был очень тих. Он сам себе диагностировал пограничное расстройство психики и очень любил давить на него в разговорах с людьми. Кристи очень жалели.



Сериал скорее продолжает и развивает темы очень знаменитого фильма. Дело в том, что история Кристи была драматизирована в картине «Риллингтон Плейс, дом 10» (10 Rillington Place), в котором легендарного убийцу сыграл великий Ричард Аттенборо (Richard Attenborough). Отдельно рекомендую для тех фанатов британской классики, которые пропустили мрачную картину.

image Click to view



Фильм 1971 года начинался с того, что в 43 году во время ночной бомбежки женщина проникает в полуразвалившийся дом. Там она встречает ласкового дружинника, который пытается помочь женщине избавиться от кашля, надевая на нее кислородную маску. Но та неожиданно начинает задыхаться. Тогда Кристи бросается на женщину, насилует и душит. После этого он зарывает труп у себя в саду, где уже находятся несколько других тел. Кроме сэра Ричарда в картине снялись Джуди Гисон, Джон Хёрт, Пэт Хейвуд, Изобель Блэк, Филлис МакМэйхон, Рэй Баррон и другие. Американский режиссер Ричард Флайшер очень стремился избавиться он любой сенсационности. Со стороны история смотрится, как хроника из жизни некого человека. Джон Кристи у него выглядит на экране словно обычный семьянин, заурядный человек, который и убивает-то… вполне буднично, в промежутке между завтраком и обедом, предварительно отпросившись с работы, ссылаясь на собственное недомогание. Отвлекусь, но Джон Хёрт получится номинацию на БАФТУ за свою роль. Игра Аттенборо достойна отдельной записи.

image Click to view



Трех серийный сериал ВВС разделен на три 50-минутные части, каждая из которых медленно развивает истории с точки зрения трех её участников: Этель Кристи, Тимоти Эванса и самого Кристи. Вернемся к главному:

- это не биография Кристи, это история одного дома 10 по Риллингтон-плейс;

- это очень медленная история, неторопливая и аутентичная до невероятности;

- в ней не будет кровавых деталей или фактов, в ней будет очень мало слов и очень много крупных планов;

- режиссер Крэйг Вивейрос («Индевор», «Призраки», «И никого не стало») вслед за Флайшером бежит от вердиктов и расследования, он с методичной последовательностью уступает невероятному Тиму Роту возможность напугать зрителя до чертиков. Сериал стоит смотреть хотя бы ради этого.

image Click to view



Кроме Рота в проекте снялись невероятная Саманта Мортон, многообещающий Нико Мираллегро, Крис Райлли, Джоди Комер. Сценарием занимались Трэйси Мэлоун («Безмолвный свидетель») и Эд Витмор («Артур и Джордж», «Винсент», «Воскрешая мертвых», «Дэлзил и Пэскоу»). Операторская работа - Джеймса Френда («Мушкетеры», «Беовульф», «Счастливчик», «Три дня в Гаване», «Призраки», «Безмолвный свидетель»). Его работа также достойна отдельного рассказе, ведь именно благодаря ей мы неуклонно погружаемся в атмосферу этой негромкой изначально и очень мрачной истории.

image Click to view



Главное украшение «Риллингтон-плейс» - Тим Рот. Забудьте всё, что вы знаете о нем. Мы давно не видели актера в британских проектах, подобных этому. Он ужасающе неприметен и жесток той силой правдоподобия, от которой становится физически плохо. Такой тихий, почти хрупкий и омерзительный…

image Click to view



Подведем итоги

2 часа и 30 минут неторопливого повествования вокруг Тима Рота и горькой правды, что зачастую массовые убийцы успешны потому, что мы не отличаем их в толпе. Истории о том, что мы закрываем глаза на самые вопиющие факты, стараясь не вникать в абсурдность человеческого зла. Любите Тима Рота - это картина для вас. Исследуете человеческую природу - ваша. Не боитесь методичности и едва уловимой отстраненности повествования - ваша. Потратьте это время, чтобы лишний раз задуматься о добре и зле, о том, как хрупка и драгоценна человеческая жизнь.

британцы, кино

Previous post Next post
Up