Немного классики к праздникам. Классики во всех отношениях. Перед нами бережная телевизионная экранизация «самого первого, самого длинного и самого лучшего детективного романа в английской литературе» (по мнению упрямца Т. С. Элиота и с оговоркой «после Артура Конан Дойла». «Лунный камень» был напечатан в журнале Чарльза Диккенса «All the Year Round», и надолго определил законы всего жанра. Еще бы! Тут вам и загадка запертой комнаты, и замкнутое общество, тщательно прописанное за долго до преступления, роковая ночь, запутанное следствие. Да, ведет следствие неброский, на первый взгляд, но гениальный сыщик, которому все старательно мешают, особенно, когда помогают. Герои проведут вполне научную реконструкцию преступления в обстоятельствах, максимально приближённых к событиям. Резкие повороты, тщательно разобранная картина преступления, классический мотив некой альтернативной справедливости. Словом, всё, что мы любим в британском детективе.
Уилки Коллинз
Есть две крайности, которые связаны с нашим классиком. Обе, к сожалению, ошибочны. Первая, что он таки «отец детективного жанра» (не он) или представление о нем, как о второстепенном прозаике-беллетристе конца XIX века (ха!). Лучшие его романы столь многослойны, что мне иногда жаль, что у британских сценаристов руки не доходят «осовременить» их. Тут и боевик бы вышел (остосюжетненький и жутковатенький) и вполне викторианский роман со всеми тонкостями психоанализа», виртуозный фарс и документальное свидетельство давнего века. Проблема Коллинза - его трагедия, ведь для британца, он был слишком свободен. Широта взглядов писателя в отношении всего заграничного воспринималась в Англии почти как порок и вызывала всяческие, порой обидные, пересуды. Писал он медленно, долго, доводя себя до нервного истощения. Нечеловеческий замах задумки, множественные детальные описания… слова пришла к нему и покинула, оставив за своей спиной после «Женщины в белом» еще десятки непринятых современниками книг. Ко всему, под занавес непростой жизни, Уилки пристрастился к опиуму (врачи лечили его им, простите), что не могло не повлиять на и без того сильно расшатанную психику.
Первое, что следует знать о Коллинзе, он был большим фанатом театра (сам играл в молодости в любительских труппах). Послушайте, что он говорит о важнейщем из своих творческих принципов: «Полагая, что роман и драма - близнецы в художественной литературе, … - что одна - драма рассказанная, а вторая - драма сыгранная; что все глубокие и сильные чувства, которые может возбудить драматург, могут быть с тем же успехом возбуждены романистом, - я не считал нужным, придерживаясь правды, касаться только того, что обыденно и буднично».
Или еще: «Необыкновенные эпизоды и события, происходящие в жизни далеко не всех людей, представлялись мне столь же законным материалом для писателя, как и те, которые случаются с каждым из нас в обыденной жизни».
Отсюда драматизм сюжета, экзотика в его развитии, необычайные приключения людей непримечательных или самых обыкновенных. Эскапизм? Сарказм? Возможно, но прелести и того, и другого еще никто не отменял. Особенно британское телевидение.
«Лунный камень»
Самое главное, «Лунный камень» - действительно первый роман, в котором детально показана история расследования. Нельзя сказать, что книга только о нем, но расследование - не только огромная часть сюжета, но и двигающая сила развития персонажей. Не преступление, а его расследование перепахало жизни этих мирных по сути людей, а вот это - еще одна особенность, близкая тем, кто с увлечением изучает (или предпочитает) детектив, как жанр.
Еще одна важная деталь: Коллинз строит сюжет на принципах разработанных Эдгаром По, где подозрение падает на невиновного человека, а сыщик не столько расследует преступление, сколько восстанавливает несправедливость по отношению к беззащитным. А за что по вашему, мы так любим детективы? Так или иначе, в них добро всегда побеждает зло, а справедливость торжествует в своих самых неожиданных формах. Повторюсь, основная задача сыщика Ричарда Кафа исправить унизительное положение человека, которого подозревают в краже алмаза. Да, он не единственный, кто стремится к этой же цели, что делает концовку упоительно цельной.
Еще чудный Коллинз соединяет в романе сразу две почти полярные традиции. Со одной стороны почти фантастическую историю кровавого и мстительного алмаза, а с другой стороны совершенно реалистичное, докучное и монотонное расследование. Хитрый и лукавый автор ничего от нас не скрывает, почти все факты для расследования изложены уже в первых десяти главах. Но твое внимание шаг за шагом отвлекается развитием новой линии, проработкой каждого отдельного героя. Классик тасует их столь чудно, что диву даешься, до чего же любопытный человечек в тебе легковерен.
Собственно, «Лунный камень» экранизирован не единожды, так что «The Moonstone» 1997 года (по другим сведениям 1996) не исключительная, а восхитительная телевизионная версия романа. Есть ряд причин, по которым стоит потратить время на эту костюмированную драму, снятую достаточно давно. Во-первых, известный телевизионный режиссер Роберт Бирман (Robert Bierman), знакомый нам по эпизодам «Холби Сити», «Воскрешая мертвых», «Инспектор Линдли расследует». Последнее, пожалуй, особенно показательно к почерку мастера. Тщательность, торжественность, некая немного истеричная романтичность кадра, стыдливо обрывающего настоящие истерики.
Вторая причина привычна для британского телевидения - актерский состав. Например, совсем молодые Грег Уайз (Джон Уиллоуби «Разума и чувства» 1995 года, из последнего Джон Раскин из прекрасной драмы «Эффи») и невероятно прекрасная (тут такая нежная) Кили Хоуз («Прах к праху», «Вверх и вниз по лестнице», «Высотка», «Случайная вакансия», недавняя «Леди исчезает»).
Отдельно и торжественно назову невероятную Лесли Шарп, которой досталась роль странной великомученицы Розанны Спирман. Роли этой женщины всегда невероятны (Скай в «Докторе Кто», «Второе пришествие», Роуз в «Боб и Роуз» Рассела, обожаемая Джанет в «Скотт и Бейли», роль в небольшом, но значимом «The Shadow Line»), но какая из нее вышла страдалица… пером не описать, не напечатать толком.
Царственную леди Вериндер сыграла царственная Патриция Ходж (шумная мама «Миранды», а также героиня проектов «Аббатство Даунтон», «Пуаро», «Мисс Марпл»). Великолепного дворецкого Габриэля Беттереджа легендарный Питер Вон. У нас его не очень любят вспоминать, видимо, за множественные роли советских шпионов, да и карьера у Вона скорее театральная, чем телевизионная, но его стоит видеть и замечать. Да, для фанатов «Игры престолов», это мейстер Эйемон Таргариен.
Не имею права не назвать Энтони Лессера, сыгравшего доктора Эрзу Дженнингса, вполне ключевую фигуру второй половины расследования. Энтони легко вспомнить по роли начальника в первом сезона невероятного «Часа». Но и с ним список будет далеко не полный.
Сценарист шоу Кевин Элиот («Пуаро», «Мисс Марпл», «Ни одна ночь не станет долгой» (какая мощная картина), «Кристофер и ему подобные» (где много любимого Мэтта Смита)). Музыкой занимался Рик Вентуорф, композитор таких шедевров, как сериал «Джонатан Крик» и фильма «Уитнэйл и Я». А костюмами занимался художник Джеймс Кист. Набрав воздуха, просто перечисляю: «Добро пожаловать в психушку», «Лютер», «Тэсс из рода Д`Эрбервиллей», «Мистер Селфридж», «Отчаянные романтики», «Верно, безумно, глубоко» Энтони Мингелла (с отличной ролью Алана Рикмана), «Скандальная леди У», «Тайна Эдвина Друда», телевизионный шедевр «Маргарет Тэтчер», крайне загадочный телевизионный проект Джеймса Хоуза «39 ступеней» с крайне впечатляющим Рупертом Пенри-Джонсом, мини-сериал «Линия красоты», «Тень «Полярной звезды» (еще одна чудная сказка с Мэттом Смитом в не самой главной роли), «Собака Баскервилей» 2002 года с Ричардом Роксбургом в роли Холмса и блистательным Ричардом Э. Грантом с другой стороны. На этом можно и закончить, а ведь еще есть сериалы «Дом сестер Эллиотт» и «Бержерак».
Оператор проекта тоже весом (среди проектов можно назвать «Полицию Холби»), но не ждите чудес, Джон Дэйли снимал в традиционной манере британского телевидения 90-х. В смысле, не ждите ничего особенно яркого или броского, хотя сцены с Розанной вышли … памятными, не только из-за Лесли Шарп. [Spoiler (click to open)]
Подведем итог: 112 минут торжествующей классики. Степенной, неторопливой, костюмной и по-прежнему захватывающий. Не ждите современной динамики, но насладитесь тщательностью, красотой каждой сцены. Остальное обеспечит бессмертный Коллинз (невероятный портретист ко всему) и три бродячих факира. Всем доброго дня!