Я тот, кто вечно хочет зла, и вечно совершает благо... (с) Гете

Jan 20, 2014 04:44



У этого текста есть свой ангел gingerra. Я привыкла не только прислушиваться к её советам и просьбам, но и жадно ловить даже самые легкие, в поступь эльфа, намеки. Именно она соединила в моём мозге два слова «Мориарти» и «Трикстер», там что-то вспыхнуло и заискрило. * прошу отныне считать это письменным вариантом «не виноватая я, он сам пришел»

Введем переменные. Темой разговора станет образ Мориарти в исполнении уникального Эндрю. Объектом - попытка исследования природы именно этого образа, его деструктивной природы, обаяния (популярность мы смело спишем на талант актера и сценаристов) и «воскрешения» (впрочем, на этот счет у меня своя теория, но об этом позже). Какое отношение к этому имеет модный ныне термин «трикстер» и архитипы зеркального сознания… вверну по ходу текста. Аааа, чтобы не выпендриваться: архитипы ужасно удобный способ дешифровки образов. Его условные рамки позволят нам отсечь из мрамора деталей «ненужное» и отшлифовывать идею. Которая такова:

От древних мифов до нашего дня, трикстер - это логически первичный образ, зачастую возникающий до своего выражения, которому всегда предшествует имя (всегда магически воздействующее на происходящее). Это уникальное коромысло сюжета, ведь трикстер обладает наибольшим постоянством. Его деструктивное начало - некое неизменное, неразрушимое ядро, которое не только предшествует всем сюжетам, его описывающим, но и сохраняется, несмотря на них. Трикстер - лакмусовая бумажка для каждого персонажа, втянутого им же в круговорот происходящего. Кроме всего трикстер происходит вне времени и событий. Мориати Гэтисса и Моффата - трикстер сериала, введенный осознанно дуальной парой Шерлоку.

Последнее допущение: опускаться на уровень настолько Шерлок - трикстер, социологическое исследование о преобладании и влияние трикстеров на современную культуру, сравнение пар Локки - Один, Велес - Перун, Гермес - Зевс и Мориарти - Шерлок ... мы не станем. Это тема другого разговора.

Начали.

Эпиграф первый

Победить страх можно, осознав его, но, не борясь с ним, принимая его, но не подчиняясь ему. Надо ощутить легкость и свободно двигаться сквозь пространство. Звучит парадоксально, но преодолеть страх падения можно лишь падением. (с) Джим Додж «Трикстер, Гермес, Джокер»

Эпиграф второй

Every fairy tale needs a good old fashioned villain. (с) Джим Мориарти

Сложности трактовки

Для начала «покончим» с оригиналом. Уверена до меня разобрали все тонкости образа, воплощенного Эндрю. Оставлю аллюзии иным беседам, меня интересуют только некие тонкости. В оригинале Мориарти - Джеймс (о, мой любимый маркер) и он глава мощной криминальной организации, гений криминального мира. У моффисов Джим - гений - консультант с ореолом некой (намеками выдаваемой) сетью криминальных возможностей. У Дойля «Самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада», в сериале «обладатель ключа» (In a world of locked rooms, the man with the key is king). Человек, который гонится за драйвом (лучший из которых Шерлок). Человек, у которого есть «неудачные дни для смерти» (Wrong day to die… - убеждена это не шутка, на этом стоит убеждение Шерлока, что Джим изначально искал смерти). «Великий человек» (слова, надеюсь, покойного таксиста), который добровольно консультировал Ирэн «потому что ему нравится доставлять неприятности». Образ, который последовательно упоминается в каждой из девяти серий сериала.

Кес кё се Трикстер? (вместо словарной статьи, чтобы определиться чё мы тут все делаем)

Немного кастрируем комментарии Юнга и обобщим нужные нам черты (антинаучный метод, но я не претендую).

Трикстер в мифологии, фольклоре - божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или не подчиняющееся общим правилам поведения.

Юнг (в рамках комментария к исследованию Пола Радина мифов североамериканского племени индейцев виннебаго, где образ Трикстера впервые выведен в отдельного персонажа) указал некоторые черты:

- способность менять облик;
- олицетворение себя с мотивом страдания и «душой» зла;
- универсальность;
- шаманизм в поведении;
- бессознательность;
- профессия (действия) трикстера всегда связана (ы) с опасностью для его жизни;
- привязанность к риску;
- высокая эмоциональность;
- деструктивность поведения и мотивов;
- высокий порог боли;
- превышающее человеческий уровень восприятия - чувство юмора (черное, как всё у трикстера);
- театральность;
- подчеркнутая сексуальность;
- поступательное нарушение любых табу, нередко бессознательное, для удовлетворения собственных потребностей.

Теперь чуть подробнее важное:

Во-первых, Юнг говорит о том, что Трикстер в наиболее отчетливых проявлениях предстает как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующее душе, «которая едва поднялась над уровнем животного». Перефразируем: низкий уровень социализации вследствие особой органичности (почти физиологичности) восприятия мира.

Во-вторых, одной из важных составляющей образа Трикстера Юнг называет «Тень», образ некоего брата-близнеца культурного героя и образа Тени, иную (условно скажем, ошибочную) вариацию развития персонажа. Корни этого нам стоит искать в карнавальных традициях, но еще проще найти его следы в фольклоре. Это часть мифологического мышления, а в мире мифа подобный теневой образ необходим для «терапевтического эффекта», чтобы иллюстрировать определенный уровень сознания.

Затормозим на цитате Юнга: «Он и недочеловек, и сверхчеловек, бестия и божество, а самая главная и бросающаяся в глаза его черта - его бессознательность. Поэтому его и оставляют (очевидно, человеческие) товарищи - он опустился ниже уровня их сознания. Он настолько не осознает себя, что даже в его теле нет единства: его руки дерутся друг с другом. Он отделяет от себя анус и доверяет ему выполнение определенного задания. Даже пол его неясен, несмотря на явное преобладание фаллических качеств: он может превратиться в женщину и вынашивать детей. Из своего пениса он делает всевозможные полезные растения. Это демонстрирует нам его изначальную сущность Творца, ибо мир был создан из тела бога».

Зачем «Шерлоку» Мориарти?

Эпиграф единственный

You've come the closest. Now you're in my way. (с)

Опасная фраза. Намеренно не указала «автора». Потому что, не знай мы её все наизусть, сознайтесь, её легко можно было бы вписать и Шерлоку?

Чуть выше чудный список, в который Джим вписывается так, словно это калька. «Способность менять облик»: посчитаем Джимов в арке трех сезонов. Джим - дружок Молли, раз. Джим «the_heart_out_of_you», два. Джим - «нанятый актер», три. Джим на суде. Джим - исполнитель преступления. Джим - заключенный. Джим - часть сознания Шерлока. Желающие могут продолжить. Тут на отдельный пост.

«Олицетворение себя с мотивом страдания и «душой» зла» - одной цитатой «Every fairy tale needs a good old fashioned villain».

«Универсальность» - выбранным статусом «консультант».

"Шаманизм в поведении" - об этом не одна серия, вся затеянная «игра» с Шерлоком и суицид на крыше. "Кручу - верчу, запутать хочу" и "бац!" в бубен!

Про бессознательное (отдельный пост), профессия, связанная с риском (всю жизнь я гнался за драйвом?) и высокую эмоциональность - факты на лицо и лице. Юмор (- погибли люди! - кто бы мог подумать!), высокий порог боли (- Ты никогда не боялся боли, почему ты не чувствовал её? - Боль есть всегда, её не нужно бояться) , театральность и подчеркнутая сексуальность Мистера Секса не нуждаются в комментариях. Опустим и поступательное нарушение любых табу, нередко бессознательное, для удовлетворения собственных потребностей - они отлично заявлены Джимом. Остается главное.

Главное

Деструктивность поведения и мотивов (уровень животного) и теневое значение Морриарти для Шерлока. Для начала подкину две цитаты.

***
Шерлок: Я докажу, что ты сумел создать несуществующую личность!
Мориарти: О, покончи ты с собой, меньше усилий.

***
Шерлок (в ответ Мориарти): Я - второй ты, способен на что угодно. Брошусь в огонь, сотворю то, что не свойственно обычным людям. Хочешь пожать мне руку в аду - я не разочарую тебя, уверяю.

Первая ключ не только к пониманию Джима, но и его место в сюжете. Возникший, как имя (в первой же серии), размазанный по самым неожиданным проявлениям поведения Шерлока (его галлюцинация в «Собаках», «контролер в чертогах, помогающий обрести контроль над болью, «поклонник», причина падения, герой мультика), являющийся мотивом и целью расследования, врагом и кем угодно, где он проявляется, как Джим - человек? Хороший вопрос и отгадка. Его - нет.

Вторая вторит за Юнгом: Шерлок открыто подтверждает, что перед ним «брат-близнец культурного героя и образ его Тени». То есть Мориарти то, кем может стать Шерлок. Если сценаристы, брат и друзья позволят. О да! Конечно, сам Шерлок. Я не провожу тождество между ними (где - то выше уже писала дуальные пару тема отдельной записи), го сходство персонажи обозначили сами. Как и указали границу «стороны ангелов и демонов». Да, тут еще и ответ «зачем?» - для «терапевтического эффекта».

Самое главное

Вы помните, что Трикстер по сути своей бог, простите, творец. Я опустила еще одно, он не только двигатель и ядро сюжета, он часто его рассказчик. Это я о воскрешении. Чтобы не озадачивать сразу своими версиями, обозначу маркеры над которыми так весело думать:

- если Джим не существует (не обозначен) как личность, то кто его «создатель»?
- Джим «творил» для Шерлока «большую игру», но сотворил большее - заставил осознать, что у него всё же есть сердце (снова вырвалось) разницу, то случайно ли появление Джима там, где Шерлок обозначил новую разницу между собой и Магнуссеном?
- Майкрофт и Джим: найти сто отличий и одно общее. Вопрос на самом деле прост: как и чем именно эти двое связаны. Выпишешь в линейку и ммммммм;
- кто и как взаимодействует с Джимом в столбик с Шерлоком. А вот и не расскажу, что выходит;
- именно Джим первый говорит о Шерлоке как о «ангеле» и человеке с сердцем. Что это говорит (или дает) нам?

Итак, вписывая в один логический ряд вопросы «а был ли мальчик?» и «воскрес ли мальчик» мы отлично доказываем заявленную тему: Джим Мориарти - официальный трикстер сериала.

Что это значит? Кроме гениальности сценаристов, 21 века за окном и изумительно точного кастинга? Что нам никогда не будет скучно.

P.S. Всё это спорно, в прямом и переносном смысле. Это написано на спор, для того, чтобы обсуждать, как ОДИН из возможных (бесконечных) способов рассматривать материал сериала и его игру великолепного актера. Не договорила я больше, чем сказала. Но еще не вечер. Меня не будет в сети какое-то время, но всем пожелающим спросить, отругать, продолжить - я точно отвечу.

Шерлок, ВВС

Previous post Next post
Up