Хореография сезона. Серия вторая

Jan 10, 2014 13:20

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

(с) А.С. Пушкин

Трудно найти второй такой танец, каждое движение которого стало искусством. Трудно придумать второй такой, грани которого были бы столь отличны. Пока мир спорил, что именно легло в его основу, вальс проник повсеместно. Но сначала, он заполнил собой появившийся в XIX веке во Франции новый театральный жанр - оперетту. Но об этом чуть позже?

Готовы? Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три… Три автора. Три истории. Три линии. Знак трёх.

Оперетта - жанр не только популярный, но и загадочный, впитавший в себя тайны античных мистерий в честь бога Диониса, упорно следующий самым торжественным традициям академической музыки, изумительное бравурное сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Как еще рассказать о любви и свадьбе?

Мы снова видим, как нас кольцуют: упрямая миссис Хадсон всем и вся твердит о «конце прекрасной эпохи». Её торопливый лепет в начале поведет нас сквозь всю серию, властно завершив серию одиночным «проходом» Шерлока. Еще одна деталь: начинается (по настоящему) серия с одинокой репетиции васльса. Детектив танцует сам с собой под свою собственную мелодию. Мне кажется, в этом маркере есть что-то… очень важное.

Запомним и «зеркальную пару»: в этой серии - Шерлок и Шолто. «В бой» произносит Шерлок себе и праздничному костюму, зеркальный ему Шолто упрямо облачается в военную форму.

Вальс венский

Вы знали, что этот чудный бальный танец исполняется аналогично медленному вальсу, но с большей скоростью? Для того, чтобы рассказать о свадьбе Моффат скомкал в флешбэки Шерлока почти полгода. Быстрые, немного сбивчивые штрихи, не следующие друг за другом. Память мечется, пытаясь вобрать всё самое важное: слон в комнате и оригами из салфеток. Чудный малыш и безголовая монашка. «Я высокоактивный социопат с вашим номером». Саму линию ведет Шерлок. Ему выпала честь не рассказать о свадьбе, а выплатить долг другу. Самая трогательная из историй о детективе.

Честно говоря, меня удивляет до чего мало мы хотим знать о полюбившемся (казалось бы) нам человеке? Так уверены, что знаем о нем всё? Смешно! Всегда изумлялась умению влюбленных (нет-нет, я не собиралась говорить «не видеть очевидных вещей») подмечать детали. «Она всегда поворачивает голову сначала направо…», «у него на мизинце крохотная родинка». Чтобы такое разглядеть - нужно подойти близко-близко. Нужно чтобы вас допустили. Но, если вы только притворялись, имитировали (ладно бы оргазм) эйфорию, такая картина вас только отвратит.

Свадьба всегда комедия положений. Смены блюд, мелькающие лица гостей, обязательные дальние родственники с плохим дыханием, парад нарядов и фейерверк человеческих амбиций. Джон дарит другу признание. «Взрослые любят условности». Шерлок всё еще заглаживает вину.

Он не изменился: тот же перфекционизм, тоже собственническое стремление держать всё под контролем. Внимание к мелочам и царственная небрежность к чужим эмоциям. Его волнует только одно - стремление вернуть другу долг. Не важно, верит ли он в успех этого «нового приключения». Не важно, пугает ли это его. Важно одно - у него не будет другой возможности вернуть долг с лихвой. И Шерлок частит, пытается «вести во всем».

Второе появление Шолто снова зеркалит Шерлока. Первый допрашивает Мэри о майоре, майор косится на Шерлока. Мы увидим, как Джон говорит с командиром также, как попытался ранее поговорить с Шерлоком. Оба разговора не вяжутся. Его друзьям не нужны слова.

Преимущество оперетты

Она позволяет вставлять между музыкальными номерами диалоги и отдельные сценки. Казалось бы - зачем? Напомню, всё это трилогия. Игра стоит свеч, и Моффисы повсюду оставляют маркеры. Не помню, чтобы ранее братья столько говорили… друг с другом. «Не вовлекайся» почти просит старший. Младший давно вовлечен. Это просто маркер. Запомним, выводы делать рано.

Особняком стоят сценки с телеграммами (снова маркер - лицо Мэри. Упоминание родителей). Вставки с миссис Хадсон (она явно ведет свою партию, пользуясь тем, что хорошо знает «мальчиков»).

Отдельно стоит достойная особого панегирика сцена приглашения на шаферство. Самопризнание Шерлока, что он довлеющий над Джоном, захвативший его полностью, вечно подкалывающий его во всем, даже не предполагал (не мечтал!) что его назовут другом, лучшим другом... такая блаженство, такая нежность! Трижды повторив свои слова, Джон купит Шерлока с потрохами. Не видела ничего трогательнее этой сцены. Если это не чистая, незамутненная любовь - то я ничего не знаю о любви.

Собственно речь Шерлока (кусок спича до расследования) был бы водевилен, если бы не тот факт, что её произносит Шерлок. Не первый раз подмечаю за Моффатом дар вкладывать (доверять) речь очень характерному персонажу, где ключом к понимаю становится - характер героя. Дело не в том, что Шерлок блестяще использует доказательство от обратного, не в том, что возвращает признание в любви. Всё дело в том, что это делает - он. (Чтобы понять о чем я, вспоминаем речь Одиннадцатого на Пандорике). Не потому что он не мог бы такое сказать, а потому что только он мог сказать это в этот момент. Достоверность достигается еще и тем, что, по сути, Шерлоку наплевать на людей в зале. Он просто говорит сам с собой.

Малый фигурный вальс мальчишника

Этот кусок в общей оркестровке серии неповторим по силе своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и каждого движения. Это тоже вставка, с элементами откровенной буффонады и невероятной нежности (игра с бумажками в гостиной).

Изумительно то, как оно переплетается с «делом» серии. Как вплетено в общую историю. Это танец для двоих. Это танец для всех.

Они и мы были разлучены два года. У них и у нас так мало времени. Никакими словами не выразить всего, что накопилось. Обратите внимание, это мальчишник для двоих. Уступка Джону - алкогольная пирушка. Подарок Шерлоку - вечер вдвоем. Они правы - «это было ужасно». Потому что было необходимо.

На этот «танец» отведено плюс минус двенадцать минут, двенадцать минут повышенной эмоциональности, юмора, зрелищности, дополненной особой «музыкой» взаимопонимания друзей. Такое увидишь не часто, так что - это подарок.

Да, следующий маркер оставлю здесь: упрямая миссис Хадсон зеркально перенесет свои сетования «свадьба всё меняет» на Джона. Шерлок её выставил, Джон отвлек. Разница на лицо.

Вальс - бостон случайного дела

Снова три такта: гвардеец, призрак и Шолто. «Гвардеец» - случайный (мы помним, совпадение - это падение сов) выбор и способ. «Призрак» - интрига, на которую покупается Шерлок. Шолто - его самый острый интерес. Он пытается маскировать его от Мэри («Я - не Джон, Шерлок, я вижу, когда ты лжешь»), от Джона и даже от себя (так долго вычисляет жертву). Шолто - жертва во всех смыслах этого слова.

Жертва обстоятельств. Погибли люди, единственный выживший обвинен во всем. Опасный маркер.

Жертва ситуации. Отлученный от всего, что любит. Изолированный от всего мира. Чужой даже на празднике друга.

Жертва поневоле. Убитый живым.

Жертва дружбе. Шолто, не выходящий из дома, приходит на праздник. Шерлок организует праздник. Шолто будет убит на празднике. Шерлок праздником смущен.

Маркеры. Маркеры. Маркеры.

Шолто - жертва, потому что он «цель» этого дела. Цель этого дела слова «только не на свадьбе Джона Уотсона, мы бы так не поступили». Надеюсь, что эти слова, а не те, что их предваряли. «Мистер Холм, я думаю, мы с вами похожи. Есть урочный час для смерти. Мы должны принять её, когда она приходит».

У этого танца очень свободная композиция, с характерным широким шагом на первую долю такта. Надеюсь, Шерлок узнал, что хотел знать. О себе.

Почему оперетта?

Потому что только ей свойствен невероятный уровень интеграции. Как еще ввести в игру столько фигур и не растерять ни одной. Как еще настроить внутренний инструмент каждого зрителя, чтобы от смеха до страха сжалось сердце.

Серия кольцует всё: свидетельница панибратски берет Шерлока под локоть, Мэри также прижимается к нему с фразой «Ох, Шерлок, ни ты, ни я не были у него первыми». Разница в короткой ласковой улыбке в самом уголке губ. Написанный в подарок вальс предваряет и венчает свадьбу. Шерлок первым покидает её («Кто уходит со свадьбы первым?»). Мы снова остаемся один на один с очень опасной недоговоренностью.

«Знак трёх» - это вовсе не намек на беременность Мэри. Знак трех - не только залог «нового приключения», «знак трех» - это вторая часть трилогии. Предвестник бури.

Всё замерло. Развязка не заставит себя ждать.

Шерлок, ВВС

Previous post Next post
Up