Хореография сезона

Jan 10, 2014 03:41

Повторюсь, обсуждать сезон до выхода 3 серии бессмысленно. Перед нами трилогия, «арка», трехактная пьеса по имени «Шерлок». Одна большая игра, еще не до конца рассказанная история. Прошло два года, два долгих не только для нас, но и персонажей года. Добрый прием: сделать время соучастником сюжета. Глупо, глупо, глупо сейчас говорить о чем - либо. Но сердце «поэта» не выдержало (про горестные обиды - ага! ага!), позволю себе отступление. Очень лирическое, очень субъективное, очень моё.

По старой традиции оговариваем сразу: эссе содержит элементы сюжета (они же факты, они же спойлеры, они не для всех), неточные цитаты (цитирую русский перевод), мои собственные домыслы и в целом является панегириком великолепному искусству троллинга. Чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление хореографии сюжета, его поворотов, смен пар и ритма. Давайте отвлечемся от канона, истерических выкладок доморощенной психологии, терминов и любой оценки. Я приглашаю вас … на танец.



Часть первая. Брейк-данс непростого начала



Думаю, не я одна обратила внимание на то, что изменилась манера съемки. Для каждой серии она своя, и её условно можно разделить на три подвида:

- цветные сны флешбеков;
- съемка камер слежения;
- авторское видео.

Есть еще дорожки переходов, музыкально выделенные и часто подчеркивающие любимое «отзеркаливание» персонажей. В первой серии это Джон и Шерлок (они сердцевина сюжета). Вот Джон едет в метро, картинка чуть со стороны, Джон неподвижен. Фигура петляет по лесу, съемка панорамная, сверху, дальние планы, рваный ритм. Мы к этому еще вернемся.

Уличный дансинг приплела не случайно. Этот танец являет собой энергию и активность, смешанную со стилем и красотой. Танец немного чуждый, само слово breaking обозначает разные понятия и имеет отношение к разным культурам. Он состоит из множества мелких фаз, остановок, с резкими переходами между ними. Брутальная версия Филиппа, ворчливое отчаяние Грега, оцепеневший Джон и братья Холмс, посягнувшие на славу Бонда. Это начало сплошной даймстоп - способ не только способ остановки, но и фиксации. Кривая усмешка Шерлока - сигнал начала, Майкрофт озвучивает её «Пора вернуться!». (Мелким вставлю замечания для наблюдения: серию начинает и заканчивает имя детектива, жесткий и неоднозначный акцент).

image Click to view


Часть вторая: танго перехода

«Зеркалить» нашим троллям нравилось и раньше, но в этом сезоне прием неприкрыт. Майкрофт возвращает Шерлока в Лондон, у него для него есть задание (причина, предлог). Джон возвращается на Бейкер-стрит, чтобы заявить о том, что он готов «идти дальше». Шерлока приводят в порядок, первым делом он спрашивает о Джоне. Джону еще предстоит «привести себя в порядок», чтобы вернуться к Шерлоку. Бритье, костюм, параллельные рабочие часы. Ритм узнается, проступает так убедительно, что трудно не узнать.

Танго - парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. Только у наших танцоров разные стили, придется приноровиться, чтобы услышать друг друга.

image Click to view


Незабываемая сальса

Сцену в ресторане невозможно забыть. Пройдемся по ней отдельно. На всё у нас меньше 6 минут. Точнее 5 минут 44 секунды. (кадрирую непрофессионально, просто не могу не восхититься вслух).

image Click to view


Шерлок входит в зал. Крупный план. Решительный затылок, двери распахиваются, смена ракурса: сосредоточенное лицо.

Он между двух размытых фигур. Камера скользит, огибая Шерлока. Парень в белой рубашке, распахивающий дверь справа. Слева - служащий во фраке. В кадре локация, легкий поворот головы, сигнал смс, фраза, усмешка. Фигуры исчезают.

Шаг. Переход хода. Профиль Джона. Снова Шерлок, небольшое замедление. Его огибает официантка. Фиксация на бабочке (крупный план), Шерлок дергает головой. Глаза указывают направление взгляда.

Бокал, девушка, фигура. Шерлок снова ступает чуть по косой линии, нам возвращают на секунду профиль Джона, меню дергается в руке. Дальше вода выплескивается на бабочку, камера останавливается вне лиц, крупным планом (немного размыто) руки Шерлока. Резкий подъем, манипуляции, камера снова на секунду отвлекается на сердитое лицо посетителя. Ровно для того, чтобы Шерлок выплыл чуть со стороны, уже в бабочке.

Снова камера и Шерлок скользят по касательной. Стол, меню, очки. Новая фигура танца, обратите внимание, Шерлок каждый раз огибает стол, заходя за использованную «фигуру». Шаг вперед, в бок, два назад, скольжение вокруг. Камера фиксирует его в очках.

Новый стол, тот же трюк. В кадре руки, фигура манипуляции, разворот (в процессе рисуются усы), шаг спиной, в бок, скольжение.

Сближение происходит мгновенно. Мы не представляли точного расстояния до Джона (получается три стола). Шерлок начинает за спиной у друга. Две головы рядом, но между ними руки. Говорящие руки Шерлока. Камера «выпрямляется» вместе с Шерлоком, Джон остается на месте. Лицо, руки, лицо, руки. Меню между ними.

Шерлок уходит. Вступает Джон. Камера словно кружит вокруг него, неуверенно приближаясь. Теперь в игру вступают руки Джона. Меняется мелодия. Руки Мэри зеркалят и Шерлока, и Джона. Друзья беспокойны, суетливы, плавность кисти Мэри подчеркивают перила, линия блузки, локоны прически. Забавно, но Джон крутит футляр с кольцом, а как камера его профилем и фасом за минуты до. Словно не зная, как точнее, как лучше.

Следующая сцена - слаженный парный танец. Предвестник свадебного вальса. Крупные планы Джона и Мэри плавно сменяющие друг друга. Минута, чтобы показать всё ласковое волнение Джона. Он взволнован, но спокоен. Он еще спокоен...

Шерлок снова заходит со спины. Этот момент зафиксирован немного со стороны Мэри. Не ее глазами, а через её лицо.

Дальше пауза, фиксация фигур. Поза Шерлока и лицо Джона. Так приглашают на танец. Джон встает.

Треугольник из дальних и крупных планов. Камера мечется между ними, мелодия медленно заполняет пространство. Фигура умолчания. Вход вступают слова.

Визуально это лица, с очень четкой фиксацией на глаза. Единственное отвлечение - камера проследует за рукой Шерлока. Это отдельная фигура танца. Вода, платок, губы. Шерлок не просто стирает нарисованные усики, он словно подчеркивает грубость своих ответов. Это позволяет камере «впиться» в него, мы видим плохо сдерживаемую истерику. Трудно определить, что именно бушует в нем, но держится он плохо, едва маскируясь под нелепое веселье.

Удар кулаком по столу - фиксация перехода. Теперь ход Джона. Мэри отступает, остается лишь голос. Крупным планом лица двоих. Так крупно, что видно как дрожит подбородок Джона, как раскраснелась кожа над верхней губой Шерлока. Посеревшая кожа Уотсона, раскрасневшийся Холмс. Отдельный бонус ресницы обоих. У них свой - очень выразительный танец. Снова отметим, что свою реплику (безумно неподходящую) Шерлок подкрепляет жестами руки. Он поднимает кисть на уровень лица - это попытка защиты. Он пытается помочь себе, но стремительно опускает руку, срывается до безобразной шутки. В этом диалоге почти ощутимо: шаг вперед, шаг назад… камера уходит вбок на изумленное лицо Мэри. Далее стремительный бросок (проход) Джона. ОН ведёт! Шерлок падает. Музыка возвращается, подобно искрящим блескам на мозаичном полу.



Всё это меньше, чем за шесть минут! Подчеркну, музыка сменится в кадре. А вот ритм… останется до конца разговора. Да, красиво отзеркалили два разговора: Шерлок и Мэри, Мэри и Джон. Оба «призывают» е ё в свидетели, и получают поддержку.

Бачата непроговоренного отчаяния



Наша парочка проджолжает кружит друг против друга, но с другими партнерами. Холмс кружит брата (попытка доказать брату, что он одинок - что это? Собственное признание? Просьба о помощи?). Наш гладковыбритый доктор Мэри и часовую стрелку. Молли продолжает тему.

Шерлок всё время говорит с воображаемым Джоном. Джон подсознательно ждет повторного вторжения Шерлока. Две песни, два ритма - один танец. Медленный, полный ностальгии и жалобы. Несвойственный ниодному из них стиль и ритм. Джон язвительно накидывается на старика с порнухой (чудная аллюзия на оригинал), Шерлок нежен с Молли.

Хореография современной бачаты сравнительно проста: четыре приставных шага из стороны в сторону либо вперед-назад с акцентом на последний, в этот момент нога вытягивается немного вперед и ставится на мысок либо на пятку. Партнёры танцуют на очень близком расстоянии друг от друга, совершая также легкие круговые движения сцепленными в замок руками. Главная цель в танце - тесный контакт с партнером, поэтому поворотов крайне мало, но довольно часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону. Не узнаете? Акцентами служат фразы, иногда продолжающие друг друга напрямую (привет «Не моргай»). Если отследите смену кадров, то услышите ритм.

image Click to view


Краткое болеро похищения

Трёхдольный испанский танец страсти: Джон смотрит на дверь. Толчок заставляет его развернуться. С другой стороны наносится удар.

Разворот. Захват первым преступником. В танец вступает второй.

Ровно в три кадра, гаснущих, подобно свету в глазах Джона, ровно три положения тела над асфальтом. Фиксация, недоговоренное «Шер…».

image Click to view


Отступление

Ряд сцен выбиваются не только из серии, но из моего эссе. Разговор с Молли, хоррор сцены с костром. А вот погоня снова возвращает нас к брейк-дансу, уличный ритм и летящие улицы Лондона. Изумительная локация. Но я о чем? Помните, это трилогия? То, что мы видим, но не понимаем - часть общей игры. Нужно досмотреть финал.

Чудная сцена с родителями - своеобразный флешбек. Бонус и начало разговора. Нам предстоит узнать Шерлока. Зачем? Это фильм о нем. До этого о нем говорили все, кому было угодно: Джон, Майкрофт, Грег, Салли, Майк, Молли и даже Ирэн. Каждый со своей колокольни. Почему бы просто не поднять глаза на Шерлока… самим.

Квикстеп и бомба



Прыжки в продвижении и на месте, цепочки ходов и другие оригинальные движения в паре - все эти движения явно или не явно начинаются в гостиной на Бейкер - стрит. Завораживающее обольщение. Вся сцена - направлена на Джона и нужна Шерлоку больше, чем Джону. Без этого нет танца, нет вспышки, страсть изводит сама себя.

Базовое движение для начинающих - четвертные повороты. Кресло - крысы, вопросы - догадка, видео - скайп, карты - отгадка. Пара скользит по поверхности сюжета, вдруг стремительно срываясь в знакомое, знаковое, ожидаемое расследование. Шерлок чуть впереди, Джон на пол шага за спиной.

Проход к метро - великолепное по красоте скольжение. Спуск под Землю. Проход под Землей. Пара, действительно пара, кружит. Шерлок ведет, всё уверенней, всё сильнее наслаждаясь. Танец, который не сложился в начале, изменил ритм, но состоялся.

Кульминация уже пасодобль. Это картинка из жизни героев, это отсыл к их парности, той её форме, что сложилась когда. Вспомните, пасодоль - это картинки из боя быков. Где один партнер изображает тореро, а второй - его плащ или мулету (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда - второго тореро, и совсем редко - быка, как правило, поверженного финальным ударом. Здесь проносится всё:

- Джон снова смотрит, но не наблюдает;
- Джон не сдается;
- Чертоги;
- Прощение на коленях (не фарс, а лишь допустимая для гордости возможность (лишь тот, кто не любил никогда, не знает, как неловко и неуклюже просят влюбленные прощения).

Тут фигуры застыли, чтобы ввернуть еще один флешбэк. Неожиданной проход Филиппа. Фильм о фильме, открытое послание, полу-сон, полу-явь, открытый комплимент и маркер, который нам еще предстоит отгадать. Опустим.

Танец близится к завершению. Пасодоль часто завершался шутливым боем, неловкость и плавным выходом. Рапира в штуку поражает и исчезает в ножнах. Игра удалась. Скрывать то, что они близки… бесполезно.

Ты был самым лучшим и мудрым из всех, кого я знал. Да, конечно я тебя прощаю (с) Джон

image Click to view


Ticking серии.

То, что начинается на улице - кольцуется. Снова уличный дансинг, снова сбивчивый ритм и разнобой. В сцене полно «танцоров». Полно намеков (например, Мэри спрашивает про свадьбу, Шерлок отмахивает, но подмигивает), полно полутонов. Но главное в том, что тicking - с одной стороны «фиксация», то есть происходит резкое сокращение мышц и, как следствие, сильно, или не сильно заметный толчок. С другой же стороны, «тикингом» можно назвать и свое направление в танце. Танцор использует резкие сокращения мышц не в начале или конце движения, а во время его.

Шерлок не отвечает другу на вопрос. Зато повторяет его утверждение: «Тебе нравится быть Шерлоком Холмсом» - «Время быть Шерлоком Холмсом». Подтверждает: я слышал твою речь, но не договаривает … ощутимо не договаривает.

Именно недоговоренность - толчок и фиксация. Пока не выйдет 3 серия, мы не поймем чего…

(Продолжение следует. Завтра «свадебный вальс Холмса». Желающие вальсируют со мной).

Шерлок, ВВС

Previous post Next post
Up