Древняя традиция толкования термина "шунья"

Jun 12, 2015 16:58

Оригинал взят у nandzed в Древняя традиция толкования термина "шунья"


Это интересный анализ содержания связей учения о Праджняпарамите - с более древней мировозренческой традицией. Эти данные говорят нам гораздо больше о бытийном содержании учения о шунье, нежели апофатическое учение мадхъямики-прасангики.

"Можно предположить, что Праджняпарамита как «выводящее за пределы, заполняющее собой все пространство знание истинной сущ­ности [пустоты]» продолжала сохранять свои генетические связи с древней традицией, что особенно ясно проявляется в текстах, так или иначе связанных с «народным буддизмом».

В буддийской литературе термин шунья - «пустота»; «отсутствие»; «ничто» - встречается уже в ранних источниках. Падмасири да Силва полагает, что "шунья" происходит от "шуна" - причастия страдательного залога прошедшего времени от корня shvi/shva - «разбухать, увеличиваться в объеме» [Padmasiri de Silva, 1979, p. 121]. Ho также это связано корнем со словами «рожденный», «произведенный», а также - «расцветший», «распус­тившийся». Другие значения suna (существительного) - «сын», «цветок», «бутон».

Представление о семантическом поле термина дйпуа можно су­щественно расширить, если принять во внимание значения одноко­ренных слов. Это sutu («беременность»), suti («рождение, роды; выдавливание» [сока сомы]), sutra («нить; изрече­ние; Сутры»), sura («сома, стекающий с пресса; Солнце»), suri («жертвователь; господин; властитель; мудрец; учитель; наставник»), Surya («Солнце», пот. Рг. - «бог солнца»), Savitar («бог солнца, персонифи­цирующий способность солнца порождать жизнь»). Близки к корню -sud- («приводить в порядок; управлять; руководить; выжимать [сому]; убивать; разрушать»), «пылать; гореть; сиять; страдать; скорбеть»; также: «пламя; мучение; печаль; зной; пекло»), -shunth- («очищаться; сохнуть; высыхать»), -shudh- («очищаться; проясняться»), -shubh- («сиять, сверкать»), -shus- («высушивать; огорчать»), а также производные от них shukra («ясный; светлый; пылающий; чис­тый; огонь»; п от. Рг. - эпитет Агни; «свет; вода; сок; сперма»), имя демона засухи Шушны.

Отметим, что среди значений "шунья" и "шуньята", кроме «пустоты» и «ничто», есть «необитаемость», «пус­тынность», «пустыня». Возможно, исторически они были более ранними. Логично предположить, что абстрактным понятиям «пустота» и «ничто» должны были предшествовать конкретные образы лишенной всякой растительности, не пригодной для обитания людей мест­ности, т. е. пустыни.

Пустота ассоциируется с незаполненным пространством, которое может быть как освещенным, так и неосвещенным. Сама пустота мо­жет быть синонимом как Света, так и Тьмы. Связь между словами,
обозначающими «солнце», «солнечный свет, блеск», «дневной свет», «белизну», и понятием «пустоты» обнаруживается в различных язы­ках. Например, тибетское stong ‘phro ba («солнце») - калька с санскритского sahasra-kara («тысячелучистый» - эпитет солнца), где stong означает «тысячу», может быть понято и как «сияющая пустота», если использовать другое значение stong - «пустота». Древнекитайское "тай су" («Великая чистота, Высшая пустота») означает также «Великую Пустоту», которая ассоциируется с «беспримесностью» и «белизной». Укажем также близость хеттских siuna («бог»), siuatt («день») санскритским shvit («стать белым»), shveta («белый; светлый; (шестящий»), shiva («благо; счастье»).

Таким образом, шунья (пустота) - это одновременно и «отсутствующее», и «возникшее», «возникновение», «порождающее», и «не­достаток чего-либо», и «разбухание, увеличение в объеме». Она связана со «светом», «сиянием», «Солнцем», «богом», «благом», «сча­стьем», «чистотой», «очищением», «жертвованием», «господством», «судом», «управлением», «мудростью», «огнем», «зноем», «пусты­ней», «высыханием», «выжиманием», «разрушением», «убийством», «мучением», «страданием», «печалью», «водой», «спермой», «бере­менностью», «родами», «цветением».

Диалектика этой древней идеопогемы, обнаруживаемая в языке, явственно прослеживается в мифологии и восходит, на наш взгляд, к древним представлениям о «Пра-пустоте», первоначальном Хаосе, существовавшем до всякого Бытия. В древнеиндийской мифологии содержится система отношений, которая практически совпадает с приводимой ранее этимологической структурой. В кратком изложении она сводится к следующим пунк­там:

1. Сурья и Савитар, солярные боги ведийского пантеона (иногда обозначают одно и то же божество), в гимнах «Ригведы» теснее всех других богов связаны с Адитьями (с богами, матерью которых была Адити). Сурья иногда также причисляется к Адитьям [Ригведа, X, 88; I, 50].

2. Адити - («несвязанность; бесконечность») - в «Ригведе» упо­минается, главным образом, как богиня-прародительница, мать Адитьев, установивших и поддерживающих божественный вселен­ский порядок - рита. Адити противостоит богиня Дити («связанность; конечное состояние»).

3. Состояние смерти в «Ригведе» описывается как пребывание в лоне (upastha) Богини Небытия. Причем это пребывание до­пускает возможность возвращения к прежней жизни, а также возрождение к новой. Небытие оказывается паузой между двумя жизнен­ными циклами. Как явствует из самого имени богини Ниррити, она представляет состояние вселенной, отличное от рита «Крепко­спящий в лоне Богини Небытия» сравнивается в «Ригведе» с «солн­цем (surya), покоящемся во мраке» [Ригведа, I, 117, 5].

Анализ космогонии «Ригведы» показывает, что в ней, как и в древних китайских текстах, это Первоначало мыслилось в двух ипо­стасях: как светлое, структурированное, и как темное, неструктуриро­ванное, бесконечное. Последнее ассоциируется с пустотой, и именно на пустоту, как на исходный порождающий принцип, прямо указы­вается в известном гимне «Ригведе» о сотворении мира, «гимне Насадии» [Там же, X, 129]:

«Не было не-сущего и не было сущего тогда. Не было ни воздуш­ного пространства, ни неба. Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой? Что за вода была - глубокая бездна? Не было ни смерти, ни бессмертия тогда. Не было ни признака дня (или) ночи. Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно, и не было ничего другого, кроме него. Мрак был сокрыт мраком вначале. Неразличимая пучина - все это. То жизнедеятельное, что было за­ключено в пустоту, - оно Одно было по­рождено силой жара. Вначале на него нашло желание. Это было первым семенем мысли. Происхождение сущего в не-сущем открыли мудрецы размышлением, вопрошая в (своем) сердце». (Перевод Т. Я. Елизаренковой) [Ригведа, 1972, с. 263].

Ведийские тексты и тексты упанишад дают основание сделать вывод о том, что представление о происхождении сущего из несущего сформировалось у древних индийцев раньше, чем возобладали взгля­ды о сущем как первопричине. Какое-то время (и при этом достаточ­но длительное) обе точки зрения сосуществовали как равновозмож­ные, но затем, постепенно, идеи о сущем как Первоначале были
перс­онифицированы в образе Бога-творца и стали ортодоксальными в индийской философской традиции, берущей свое начало от Вед.

«Чхандогья-упанишада» содержит диалог Уддалаки и Шветакету, в котором как раз отражается эта смена тенденций в космологических представлениях древних индийцев. Излагая своему сыну теорию про­исхождения мира, Уддалака утверждает, что вначале было лишь сущее. Но он вынужден также упомянуть и более древнюю, а, следова­тельно, более авторитетную точку зрения, согласно которой «вначале было не-сущее», из которого «возникло сущее». Эта точка зрения вы­зывает у него недоумение и несогласие: «Каким образом из не-сущего возникло сущее? Только сущее, луноликий, было вначале... (Chandogya, VI, 2, 1-2)

Позиция, занимаемая в «Чхандогье» Уддалакой, лучше согласовывалась с концепцией Ишвары-творца и со всей системой традици­онных ведийских культов, в то время как «гимн Насадии», раскрывая простор для философских сомнений и размышлений, создавал угрозу консервативной жреческой традиции. По этой причине «линия Наса­дии» была постепенно вытеснена на периферию ведийской традиции, хотя отдельные ее проявления встречаются в различных концепциях ортодоксальных и неортодоксальных индийских философских школ.

Так, в упанишадах встречаются определения Брахмана в качестве шуньи и абхавы. В «Махабхарате» ьиунья - одно из имен Вишну (Махабхарата, 149, 92). «Йога-свародая» описывает Брахмана, чьей природой являются реальность, мудрость и радость, как шунью. В «Адигрантхе» Гуру Нанака под шуньей подразумевается первоначальная субстанция [Adigranth, III, 1035]. В «Сунесаре» Бахтавара шунья также представляет собой некоторое всеобщее начало, легко отождествляемое с первоначальной пустотой гимна Насадии из «Ригведы» [Бахтавар, 1976, с. 88-89].

Сравнение круга мифологических представлений и отношений гим­нов «Ригведы» и поэмы Бахтавара «Сунесар», содержащей одну из наиболее поздних концепций шуньи в индийской литературе, обнаруживает явное типологическое и генетическое сходство. В «Сунесаре» шунья отождествляется с «Брахмой», «майей», «вселенной» (brahmanda), «землей», «небом» (акада), «солнцем» (sura), «луной», «богом», «жертвователем», «жертвоприношением» (puja), «формой», «матерью», «отцом», «мужем», «женой», «раджой», «всем миром», «истиной». Сунье приписывается такое качество, как «муд­рость». О сунье говорится, что «она создала все многообразие мира» | Гам же, с. 86-107].

Очевидно, целый ряд атрибутов суньи и оппозиций, обнаружи­ваемых в «Сунесаре» и связанных с представлениями о пустоте как порождающем начале, буквально совпадает с аналогичным набором,
содержащимся в космогонических гимнах «Ригведы». В тексте поэмы можно встретить немало мест, где сунья обозначает не только отсут­ствие того, что разрушилось, исчезло, умерло, но и ту область, где все это исчезает, куда уходит: «В ней является этот мир, в ней ж е он уничтожается, все повсюду погибло, и только сунья оставалась суньей, кому выпала доля родиться, тому предстоит уйти, потому что весь мир есть сунья - в конце никаких мучений нет» (перевод И. Д. Серебрякова) [Там же, с. 89-91].

Эсхатологические представления «Сунесара» в значительной степени перекликаются с той картиной мира, которая описана в «Абхидхармакоше» Васубандху: «Мир Брахмы разрушится после исчезновения в нем живых су­ществ, вследствие полного истощения «содеянного» ими в пустоте. После этого возникнут семь солнц, от которых возгорится пламя до самой Сумеру, сжигая в огненном вихре все до «Неизмеримого» дворца Брахмы» [Mngon pa mdzod, П1, 156 Ь, 1-2].

Этот образ сгорающего в огне ми­ра вызывает ассоциации с Рагнарёк - гибелью богов и всего мира в
скандинавской мифологии, приходящей из Муспелля. «Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это свет­лая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом назы­вают того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет вой­ною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир» (пере­вод М. И. Стеблин-Каменского) [Младшая Эдда, 1970, с. 15-16].

Возможно, имя «Сурт» происходит от корня «пылать, го­реть; сиять; страдать; скорбеть; пламя, мучение; зной; пекло» - так же, как и имя змея-пожирателя, демона Шушны из «Ригведы». Можно также предположить, что Муспелль - это Мукхапатала (или Patala-mukham - букв. «Жерло Бездны»), населенная нагами (змееподобны­ми существами), область подземного (подводного) мира древнеин­дийской мифологии. Примечательно, что Муспелль рассматривается в «Старшей» и «Младшей Эдде» как одна из форм праначала [Там же,42 с. 122], а в немецких раннесредневековых источниках это слово означает «страшный суд».

По-видимому, «запредельность» такого понятия, как шунъята, а также текстов, посвященных истолкованию этого понятия, т. е. Праджняпарамиты, воспринималась народным сознанием как «запредельность» посюсторонней жизни, а чтение праджняпарамитских тек­стов как магический обряд, способствующий достижению более сча­стливого загробного существования. Возможность такого истолкования облегчалась тем, что в буддизме существовала техника достижения освобождения из так называемого «промежуточного состояния» antara-bhava (тиб. bar do), т. е. состояния после смерти и перед новым рождением. Часть ранних буддийских школ, таких, как Пурвашаила, Самматия, Сарвастивада, Ватсипутрия, Поздняя Махищасака, призна­вала существование такого состояния. Другие - Тхеравада, Вибхаджьявада, Махасангхика, Ранняя Махамасака и ее ответвление Дхармагуптака - отвергали [Bareau, 1955, р. 283].

"Герменевтика буддизма" (коллектив авторов)
Previous post Next post
Up