Рига промышленная. Пардаугава. Вецмилгравс

May 06, 2013 02:59



Последняя часть о промышленном наследии Риги. В объективе левый берег Даугавы и немного правого.

В Пардаугаве меня прежде всего интересовала первая рижская судоверфь. Удивительно, но Рига являясь на протяжении всей своей истории крупным морским портом, долгое время не имела собственного судостроения. Первая попытка была в конце 17 века, когда шведский полковник Хенрик Крунштерна построил под Ригой верфь. Никакой информации о времени ее постройки и годах существования я не нашел. Упоминается только, что просуществовала она не долго. Вообще история рижского судостроения окутана туманом. Часто поступающая информация противоречит друг другу. я не исключаю что починкой и ремонтом судов здесь занимались давно, В 18 веке Петр первый приказал построить в Риге верфь, но приказ остался не выполнен. И только в 19 веке в 1869 году механик Ланге и якорщик Скуя основали судостроительную кампанию "Lange & Skuja". В 1872 году спущен на воду первый пароход "Dahlen". В 1886 году Ланге выкупил долю у компаньона и верфь стала называться "Lange & dels" (Ланге и сын). В 1902 году государство выкупило часть акций.


Поступил заказ на постройку 8 эсминцев. Первые 4 были готовы к 1905 году. Позже достроили остальные. Эсминцы эти устарели еще на стадии строительства. Удивительно, но один из них - "Туркменец-Ставропольский", дослужил до 1962 года застав первый полет человека в космос.
Туркменец-Ставропольский.


История в кораблестроении не редкая. можно вспомнит немецкий броненосец "Шлезвиг-Гольштейн". переживший своих более современных собратьев-дредноутов и открывший своими залпами Вторую мировую. Или наши дредноуты типа "Севастополь". Вот какие корабли нужно было сохранять. Сейчас чуть ли не каждую списанную подлодку превращают в музей. Поздно спохватились. Все славные корабли, увы разрезаны на метал.
В 1908 году здесь работало 1600 сотрудников.
Открытка 1909 года, верфь на противоположном берегу залива.


К 1912 году было спущено 232 корабля различных типов.
Верфь в левом верхнем углу




Во время Первой мировой была эвакуирована, как и многие другие предприятия. В независимой Латвии на ее территории располагались различные мастерские в том числе и судоремонтные. В 1940 национализирована. В 1970 преобразован в Рижский экспериментальный судостроительный завод. В 1998 году остановлен. В 2007 году снесен.
фото 2007 года отсюда.




Как можно было снести эти замечательные постройки? Что за варвары это сделали? АААА. МИНЯ АЖ ТРИСЕТ(((((( Впрочем завод был сильно разрушен в войну так что это могли быть советские корпуса. Хотя вряд ли.
Посмотрим что от них осталось. Адрес верфи, улица Кугу 44. Сейчас главной достопримечательностью здесь, является это дом. Очень достойная архитектура.


Несмотря на элитный статус дома его территория доступна для всех. Никаких заборов. Место очень хорошее. Рядом с домом вот эта котельная, возможно оставшаяся от верфи.


Бывшую площадь завода со стороны дома отделяет глухой забор. Но между ним и берегом залива есть тропинка и можно попасть туда где он когда то располагался.


Остатки пирса.


Причальная стенка




Отсюда лучший вид на высотку Svedbanka




Часть корпусов все же сохранилась.




Но с судостроением в Риге все не так печально. В 1913 году немецкая фирма "Шихау" заложила на правом берегу Даугавы у Милгравского канала новую верфь. Фактически это была сборочная площадка, все детали для кораблей производились в Германии. В том же году был заключен контракт на постройку 9 эсминцев типа "Новик". В 1914 году верфь была готова. Но тут началась война и ни один из эсминцев здесь достроен не был, завод эвакуировали. Казалось бы история этого предприятия закончилась не успев начаться, но верфь пережила все невзгоды и сейчас Рижский судоремонтный завод чувствует себя хорошо. Я его заснял только из окна автобуса по пути в Мангальсалу.


Видно, что завод загружен, работа кипит.




Вот его сайт. Еще в Риге есть Болдерайский судоремонтный завод, бывший 177 завод по ремонту подводных лодок, бывшая верфь общества "Vairogs". Как у него дела я не знаю.
Оставим верфи в покое и посмотрим другие фабрики.
Пивоварня "Ilgezeem". Основана в 1863 году. Даугавгривас 82.

Бывший лакокрасочный завод напротив


Мастерская. Слокас 64


Имантская котельная


На этом с Ригой промышленной все. Не охваченным остались: Улица Ганибу Дамбис, рижский аналог нашего Обводного канала. На ней располагался завод "Проводник", аналог нашего "Треугольника". Рижский порт, Андрейсала, и много чего еще. Так что для varandej материалов предостаточно.
Напоследок вид с церкви Святого Петра на рижские элеваторы.


Латвия, Рига, archeologia industriale

Previous post Next post
Up