Рига промышленная. Московский форштадт.

May 04, 2013 11:01



Продолжим осмотр промышленного наследия Риги. Сегодня пройдем по Московскому форштадту и прилегающим к нему улицам.

Начнем путь с улицы Гертрудес на которой мы собственно и жили все пять дней пребывания в Риге. При движении по ней в сторону Железнодорожных путей слева в разрыве фасадной застройки видна небольшая труба. Предназначения ее я не знаю, скорее всего осталась от старой котельной. Вообще, дымовые трубы посреди жилой застройки в центре попадаются часто.


Дальше на правой стороне, обращает на себя внимание небольшое здание межвоенного времени. Гертрудес 72.


Это бывший кинотеатр "Этна" 1932 года постройки, сейчас занят церковной организацией "Слово Истины".

Выходим по Гертрудес на улицу Валмиерас. На ней видны корпуса молочного комбината "Rigas Piensaimnieks", основанного в 1928 году как Рижская молочная централь.


Корпуса же вероятно принадлежали "РБВЗ"


Далее по Валмиерас, на той же стороне в бывших корпусах "Русско Балтийского вагонного завода" находится текстильная фабрика.


Она была основана в 30 годы как текстильная фабрика "Maraudums", впоследствии называлась "Spalva", "Saule". В настоящее время здесь совместное Латвийско-Шведское предприятие "Klippаn-Saule" того же профиля.




Дальше на Валмиерас видны главные корпуса Русско Балтийского Вагонного Завода, промышленного гиганта Российской империи.




На заводе работало 4000 рабочих и производилось 97% всех вагонов империи.


Основан завод был в 1869 году в качестве филиала немецко-голандской фирмы "Van der Zypen und Charlier", занимавшейся производством вагонов. Хотя помимо вагонов здесь выпускались так же детали для самолетов Сикорского, наибольшую известность заводу принес выпуск автомобилей "Руссо-Балт".


В современной России они превратились в легенду, миф об идеальном автомобиле, который мы смогли создать. Я же советую почитать о них вот эту статью, да и сам журнал так же рекомендую.
Вообще автопромышленность в Риге и Латвии постоянно дает ростки. Был "Руссо-Балт", был "Vairogs". В советское время "REAF" и "RAF". В современной Латвии "Baltijas Džips Ltd", "Ogres Servisa Centrs", "Dartz Motorz". Последним открылся "AMO Plant". Руссо-Балт так же периодически пытаются возродить, но пока без особого успеха.


Насколько я знаю, в цехах "РБВЗ" есть фирма "Руссо-Балт" выпускающая прицепы, но следов ее я не нашел, только вот такой указатель. Возможно он ей и принадлежит. Вообще ситуация с "Руссо-Балтом" сегодня, мне кажется довольно запутанной.


Оставляем "РБВЗ", поворачиваем на улицу Матиса, идем мимо колоритных домов


и видим комплекс газового завода 1874 года.


Он включает в себя два газгольдера, более старый 1882 года, архитектор Хартманис.


И более новый 1901 года, арх. Фельско.


Территория завода реновирована, это радует, жаль что петербургские газгольдеры до сих пор не нашли себе нового применения, а ведь они этого заслуживают. Тут кстати заметно еще одно отличие рижского промарха от петербургского. В Риге все фабрики, которые я видел, построены из светло-желтого кирпича, в Петербурге из темно-красного.
Поворачиваем на Маза Матиса, и видим две водонапорные башни - Анна и Жанна. 1896-97 год постройки. Арх. Фриш и Интке. Про названия этих башен есть довольно бредовая легенда.




Идем дальше, переходим через железнодорожные пути


И попадаем в собственно Московский форштадт. В нем самом фабрик не было, они в основном расположены вокруг него. Здесь же очевидно жили рабочие с этих фабрик. Его я особо не снимал (точнее вообще не снимал), кроме вот этой баптистской церкви 1925 года (на ее торце правда цифры 1927) на улице Лачплеша 117. Архитектор Зариньш.




Проходим по Лачплеша под путями и справа видим постройки бывшей стекольной фабрики 1911 года постройки. В 2000 году в ней был открыт культурный центр "Sapnu Fabrika" (Фабрика Мечты)




На противоположной стороне находится самый необычный объект за всю прогулку. Территория бывшего завода "Компрессор".


Завод был основан в 1898 году как клеевая фабрика, впоследствии, как и многие рижские предприятия перепрофилирован, для производства контейнеров и рефрижераторов. В 1999 полностью остановлен, а в 2005 снесен под строительство жилого дома. Осталась только труба.


За восемь лет дом так и не построили, территория не охраняется и местные жители выгуливают здесь собак. Рекламный щит по прежнему висит.


Одинокая труба посреди чистого поля. Промышленность Риги сегодня.


Чтобы не заканчивать на грустной ноте покажу здание рижской украинской школы по соседству


На этом все, в последней части Пардаугава.

Латвия, Рига, archeologia industriale

Previous post Next post
Up