Оригинал взят у
erinacea в
День ежаТут многоуважаемый
kiowa_mike с Днем ежа поздравляет, а я и не в курсе совсем! Правда, он, оказывается, второго (или третьего) был, ну так если проспать, то вчера или сегодня - неважно.
В интернетах говорят, что римляне гады такие будили ежей, и если те выходили из норы чтобы наподдать злодеям, то радовались, что весна скоро. И, будто бы, сурок Фил - правопреемник античных ежей.
А вот о чем не говорят в интернетах, так это о связи данного варварского обычая и падения Римской империи. Вообще, как уже
указывалось, ежи внесли неоценимый (и до сих пор неоцененный) вклад в историю человечества. Следы их колючек находят и среди римских древностей.
Если же говорить об упомянутом обычае, то необходимо задаться вопросом, а что же делал разбуженный еж и как вообще относились древние римляне к ежам. К сожалению, источниковая база крайне ограничена, к тому же тексты изобилуют лакунами, однако с определенной долей уверенности можно сказать, что снова ежи не засыпали. [Косвенным доказательством этого может служить то, что, согласно данным биологов, современные ежи повторно впасть в спячку не могут]. Наиболее полно сохранился текст Септимия Эринацея (Septimus Erinaceus). Он, ссылаясь на Законы XII таблиц, утверждает, что подобный обычай существовал уже в V в. до н.э. В Законах говорится, что в случае гибели разбуженного ежа глава фамилии должен был принести в жертву быка. Размер жертвы позволяет предположить, что ежи высоко ценились.
Сохранилось несколько расходных книг, в которых есть особые статьи, относящиеся к ежам. Можно упомянуть покупку племенных кормовых тараканов; средства, выделяемые на содержание террариумов и устройство специальных кормушек.
В республиканский период жизнь и благополучеи ежей также охранялись как законом, так и обычаями. У Марка Терренция Варрона есть упоминания о сооружении в загородных имениях особых построек для привлечения ежей. Он пишет о необходимости иметь в каждой усадьбе не менее одной ежиной фамилии. Примечательно, что применительно к ежам используется термин "familia", что ставит их в один ряд с людьми.
Однако у Катона мы уже не находим упоминаний о ежах. Можно предположить, что в I в. до н.э. с изменением принципов ведения хозяйства и культуры в целом, изменилось и отношение к ежам.
Определенно, ежей по-прежнему будили. Вопрос в том, что было дальше. Косвенные данные позволяют с большой долей уверенности предположить, что разбуженному ежу было грустно и одиноко, а будители представлялись ему злобными врагами. Раньше о таком животном проявляли особую заботу - хорошо кормили, удовлетворяли все потребности и прихоти. Но в период Поздней Республики такое отношение становится скорее исключением, чем правилом. Особая забота о ежах, как и многие древние традиции, постепенно забываются.
Это привело к тому, что к III в. Рим утрачивает благорасположение ежей. Разбуженные насекомоядные нашли действенные способы борьбы с цивилизацией, причинявшей им неудобства. Теперь разбуженный еж шел будить собратьев и они, объединившись в хирды, отправлялись в ближайший населенный пункт. На первых порах дело ограничивалось поеданием и выпиванием всех запасов, то же, что не могли съесть, ежи просто портили или растаскивали на иголках. Позже в орбиту ежиных банд попали и города. Пользуясь небольшими размерами, ежи проникали всюду, направляя свой ум на изобретение все новых козней.
Что характерно, эти нападения не могли прекратить даже ежи, находившиеся на императорской службе (рассмотрение образа жизни и деятельности этих, несомненно, достойных насекомоядных, к сожалению, выходит за рамки данной работы). Единственным выходом было отменить варварский обычай, но ни один правитель не решился на это. Диоклетиан каждый год издавал специальный указ, запрещавший будить ежа, благодаря этому в империи на некоторое время установился покой. Подобной же практики придерживался и Константин Великий. Однако доверие ежей правителям римского государства было подорвано. Все меньше колючих советников шло на службу к императорскому двору, не говоря уже о провинциальном управлении. Случалось даже так, что императоры правили полностью самостоятельно, как, например, Юлиан Отступник.
Из правительственных канцелярий уходили ежи, служившие там поколениями. Все чаще римские ежи обращали заинтересованные взоры в стороны варваров (в немалой степени этому способствовало наличие колючего божества в пантеонах многих европейских варваров). В конечном итоге это и привело к полному распаду государственности в западных провинциях Римской империи.