Что лучше: причащаться часто или редко?

May 13, 2009 23:46

Церковные каноны отвечают на этот  вопрос так:

"Апостол говорит: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят доволни. Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа ( Read more... )

Православие

Leave a comment

Comments 52

ailoyros May 13 2009, 20:19:40 UTC
Да ведь не достоин никто и никогда, сколько бы канонов ни вычитал, как бы строго ни постился...

Благоговейно - да.

Reply

balytnikov May 13 2009, 20:25:21 UTC
Так в правиле говориться не о том, чтобы считать себя достойным причащения, а о том, чтобы причащаться достойно. Что значит достойно причащаться - опять же описано в правиле.

Reply

ailoyros May 13 2009, 20:28:32 UTC
Если честно, не вижу разницы между "считать себя достойным причащения" и "причащаться достойно".

А можно вот так запросто спросить: есть некое количество необходимых и достаточных условий этого самого "достойного причащения"? Или все же речь идет о некоем внутреннем ощущении?

Reply

balytnikov May 13 2009, 20:42:58 UTC
Разница очевидна - достойно принимать Божью милость или благодать соврешенно не то же самое, что считать себя достойным этой милости. Тем паче достойно принимать Христа не значит считать себя достойным принимать Христа.

Минимальное условие достойного причащения указано в правиле - "явиться чистыми от всякаго супротивнаго дела".

Reply


А КАКО В АПОСТОЛЬСКОЕ ВРЕМЯ ПРИЧАЩАЛИСЬ? vk_gdety May 13 2009, 21:09:41 UTC
Прости, Вадим, если скажу то, что вынес из всего прочитанного и слышанного от достойных людей, которых Бог даровал счастье встретить:

ПРИЧАЩАТЬСЯ НАДО ЧАЩЕ, ибо оное ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ и В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ

Reply

Обычно ежевоскресно. balytnikov May 13 2009, 21:22:47 UTC
Непрестанное причащение - бесспорное благо. Однако и оно должно быть достойным. Иначе зачем апостол бы предупреждал о том, что недостойно причащающиеся - болеют и умирают?

Потому и пишу, что вопрос не в том - часто или редко. Вопрос в том - достойно или недостойно. Святой Василий Великий причащался обычно четырежды в неделю, его современники из Египетской пустыни иногда причащались всего раз в год. И те и другие - святы.

Христиане, упомянутые в апостольском послании (принимавшие Причастие недостойно) причащались ежевоскресно, а Арий причащался очень редко. Тем не менее и тех и других постигла смерть от недостойного причащения.

Reply

Re: Обычно ежевоскресно. ioann_86 May 14 2009, 07:59:05 UTC
Пример с Коринфянами не очень корректный, апостол призывает не отрываться от Церкви богатых и не жрать в три горла принесенные брашна, а ждать бедную братию, у которой даже и хлеба нет на приношение, быть может. Если бегло даже просматривать эту главу (11 кажется из 1ого послания) то никаких других трактовок и не возникает ( ... )

Reply

balytnikov May 14 2009, 08:18:31 UTC
Однако Церковь, как мы видим, считает несколько иначе.

Апостол прямо запрещает приступать к Причащению недостойно и без рассуждения. Он вовсе не призывает только "не отрываться от Церкви богатых, и ждать бедную братию" - он призывает не превращать вкушение Тела и Крови Христовых в подобие языческих пирушек. То есть опять таки ведет речь прежде всего о достойном приступании ко Причащению.

А что значит достойное приступание? Опять же, рассматриваемое правило говорит об этом с четкостью и полнотой (см выше). Причастие - это ведь не просто лекарство. Это - принятие в себя Самого Христа.

Спаси Вас Христос за интерес к теме !

Reply


presvitergrig May 14 2009, 06:14:42 UTC
Подписываюсь под каждым словом и перепощиваю у себя.

Reply


selsky_brigadir June 17 2009, 05:51:19 UTC
Святейший Патриарх Алексий II практику частого причащения явно не одобрял. Вот его слова:
«…Некоторые, особенно молодые, священники… от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряются свойственные православным людям благоговение и страх Божий перед святым Причащением. Оно становится чем-то привычным, обычным, будничным…»
(Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 21 декабря 2005 г. Раздел: «О внутренних проблемах организации приходской жизни»).

Reply

Он не одобрял ТРЕБОВАНИЕ частого причащения balytnikov June 17 2009, 07:25:06 UTC
Однако необходимость стремления к таковому самих христиан - соврешенно четкий церковный императив, зафиксированный в том числе и в Святых Канонах.

Ну и безотносительно к данному случаю - покойный Святейший, разумеется, не обладал непогрешимостью, и одобрение или неодобрение им чего либо - не критерий определения отношения к тому или иному явлению.

Reply

Re: Он не одобрял ТРЕБОВАНИЕ частого причащения selsky_brigadir June 17 2009, 07:39:32 UTC
Безусловно, покойный Святейший Патриарх не обладал непогрешимостью. Однако вся практика Русской Церкви подтверждает слова Патриарха. Алексия. Сверхчастое причащение на Руси - это новшество ХХ века.
Между прочим, каноны не предписывают обязательное частое причащение.

Reply

Вся практика нашей Церкви в свое время поддерживала дв balytnikov June 17 2009, 08:15:06 UTC
И что дальше? Редкое причащение в России - это наша беда, это практика, наработанная нашим непросвещенным народом, который во времена становления этой практики приходилось побуждать, а вернее - понуждать причащаться хотя бы раз в год.

Каноны, между тем, предлагают христианам причащаться ежевоскресно, если нет канонических препятствий для причащения.

Практика, противоречащая Святым Канонам, как известно, ничтожна, то есть ни в коем разе не должна приниматься во внимание. Применительно ко Святому Причащению это очень хорошо описано вот здесь:

http://www.hesychasm.ru/library/koliva/sod.htm

Преподобный Никодим Святогорец

Святитель Макарий Коринфский

Книга душеполезнейшая

о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн

Reply


Leave a comment

Up