Выложил одну главу из своей книги "Восточные славяне накануне государственности" (М.: Вече, 2020), которая называется
Русский каганат и этнографические сведения восточных источников о русах Мне близка концепция иранского (аланского) происхождения Руси, разработка которой связана с именами Д.И. Иловайского, Г.В. Вернадского, Д.Т. Березовца, Д.Л. Талиса, О.Н. Трубачева, В.В. Седова, Е.С. Галкиной (в работах которой она приняла наиболее законченную форму)*.
Все источники до конца IX в., говорящие о русах, имеют в виду народ близкий к аланам и только на следующем этапе в понятие «русы» включаются славяне и варяги. Русский каганат IX в. - это государство аланов на Верхнем Дону, археологическим соответствием которому является лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры, а вероятной столицей - Верхнесалтовское городище. Славяне юго-восточной Европы, представленные волынцевской археологической культурой были подвластны аланам-русам и также входили в состав Русского каганата, отчего на их земли распространился хороним «Русская земля» (т.н. «русская земля в узком смысле», очерчиваемая по летописным известиям XI-XIII вв. точно соответствует ареалу волынцевской культуры). Также и первые варяги, поселившиеся в Восточной Европе, видимо, стали вассалами аланского Русского каганата. На это указывает заимствование ими салтовской тамги, ставшей основой для т.н. «знаков Рюриковичей» - эмблем князей, принадлежавших к правящему роду. Такое заимствование логично именно для вассалов, вероятно, это вообще не «заимствование»: власти Русского каганата просто пожаловали своим варяжским вассалам определенный тип тамги, как, видимо, они жаловали разные типы тамг всем должностным лицам и вассальным правителям. Влияние салтовцев на варягов было огромно, вплоть до перенятия варягами у салтовских аланов элементов внешнего вида (прическа Святослава) и одежды. При этом, видимо, на варягов был перенесен и этноним русы.
Потом, когда Русский каганат прекратил свое существование (это произошло где-то в промежутке между серединой IX и началом Х в. скорее всего из-за войн с Хазарией и ударов кочевников), эти варяги обособились и начали процесс подчинения восточнославянских племен и борьбы с Хазарией, известный по древнерусским летописям.
Таким образом, IX век в истории Восточной Европы был, по моему мнению, «аланской эпохой» - периодом политического доминирования аланов-русов, носителей самой развитой в регионе культуры. Салтовская культура находится именно там, где восточные авторы локализуют русов, а то, как жизнь «салтовцев» рисуется по археологическим материалам удивительно точно совпадает с этнографическими описаниями русов у мусульманских писателей (погребальный обряд, наличие городов, высокоразвитой металлургии, корабельного дела и т.д.).
Основа roxs/ruxs - «светлый», «блестящий» известна по ряду сармато-аланских иранских этнонимов.
В первые века н.э. ряду античных источников известны Ῥοξολάνοι - роксаланы, то есть «светлые аланы». Автор рубежа IX-X вв. Ибн-Русте говорит, что «Аланы состоят из четырех племен, но почет и царство принадлежат у них племени, называемому Д.хсас (или Р.хсас)». Д.хсас/Р.хсас - передача иранского этнонима рухс-асы - «светлые асы».
То, что именно эти рухс-асы были политическим ядром аланов, ушедших в VIII в. из Кисловодской котловины на Верхний Дон (где они создали салтово-маяцкую культуру) удостоверяется свидетельством из дополнительных известий составленного в конце IX в. королем Альфредом (872-899/901) или кем-то из его окружения перевода на англосаксонский язык «Истории против язычников» Павла Орозия, где русы (рохоуаски) помещены в Подонье: «Европа начинается, как уже сказано, от реки Даная (Дона), которая стекает с северной части гор Риффенг (Рифейские горы - Урал), лежащих близ того гарсекга, который зовется Сармондийским (Сарматским). И эта река Данай течет оттуда на юг, на запад от алтарей Александра, в [землю] народа Рохоуасков (рухс-асов - «светлых асов» - русов). Она образует то озеро, которое называется Меотедийским (Азовское море), и [течет] далее многими потоками, близ того города, который называется Феодосия, [и] на востоке впадает в море, которое называется Эвксином (Черное море)».
В Баварском географе (середина - вторая половина IX в.) русы помещены между хазарами (Caziri) с одной стороны, древлянами (Forsderen liudi - «лесные люди»), полянами (Fresiti - «свободные жители», то есть жители полей, свободной от леса местности, противопоставленные по этому признаку своим соседям-древлянам), лучанами (Lucolane) и венграми (Ungare) - с другой: «Кациры (Caziri), 100 городов. Русь (Ruzzi). Форшдерен лиуды (Forsderen liudi). Фрешиты (Fresiti). Шеравицы (Seravici - этноним, видимо, славянский). Луколане (Lucolane). Унгаре (Ungare)».
То, что в сармато-аланском мире основа roxs/ruxs могла выступать в этнонимическом значении не только в качестве составного элемента, но и отдельно, надёжно подтверждается источниками.
Автор середины VI в. гот Иордан рассказывает о народе росомонов (Rosomoni) (то есть буквально о «народе рос» или «людях рос»: ros + mon - «человек»), враждовавших с готским королем Германарихом: «Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему (Германариху) в числе других племён, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], её мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного» (Iord., Get. 129). Названные Иорданом имена росомонов Сар и Аммий иранисты В.И. Абаев и А.Н. Карсанов объясняют из сармато-аланских языков (sar - «глава»; ama - «могучий»)**.
Сирийский автор середины VI в. Псевдо-Захария Митиленский помещает русов где-то на север от Кавказа: «Соседний с ними (с амазонками, местонахождение которых обычно приурочивается к южнорусским степям) народ hrus (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей». Некоторыми современными авторами, сторонниками гипотезы о скандинавском происхождении руси, данное известие источника нигилистически отвергается без каких-либо серьезных доказательств по принципу «если источник противоречит теории, тем хуже для источника» простым указанием на легендарный характер описания данного народа и ссылкой на «Гога, в земле Магог, архонта Роса, Мосоха и Тобела» из Септуагинты (см., например, работы В.Я. Петрухина). Подобные аргументы едва ли можно рассматривать всерьез: никаких библейских реминисценций ни сообщение о «народе рус», ни его контекст не содержат, а приписывать реальным народам разные легендарные черты - норма для античной и средневековой историографии. Кстати, утверждение об отсутствии у русов конницы является общим местом и в источниках IX-X вв. - почему-то об этом народе существовал подобный устойчивый стереотип.
Таким образом, имеется два независимых друг от друга и принадлежащих к разным традициям аутентичных известия VI в. о народе рус/рос, принадлежавшим, видимо, к числу сармато-аланских племен и проживавшем где-то в Северном Причерноморье. В отличие, кстати, от гипотетических скандинавских «гребцов», ни в одном аутентичном источнике, на сколько мне известно, реально не зафиксированных. И ещё важный момент - в живом русском языке согласно словарю В.И. Даля слово «русь» имело значение «мир», «белый свет», а выражение «на руси» значит «на виду». Такая семантика слова «русь» в русском языке точно соответствует значению предполагаемого иранского прототипа и ничего общего со значением предполагаемого скандинавского прототипа, связанного с понятием «гребли».
Известия о русах можно разделить на две хронологические группы. Известия первой группы (с VI по конец IX в.) по моему мнению описывают североиранский народ, близкий к аланам (в иранском мире этнонимы с основой рокс/рукс имели престижный характер: рокс-аланы, рухс-асы - "блистающие" в значении "наиболее выдающиеся", "правящие"), от которых это название и получили подвластные им славяне (т.н. "русская земля в узком смысле") и появившиеся на юге Восточной Европы варяги. Известия второй группы (примерно с рубежа IX-X вв.) под русами подразумевают варягов и славян, жителей "русской земли в узком смысле" и в первую очередь - её элиту, воспринимавшую этот аланский этноним как социально-престижный ("русы" - "светлые" = "правящие").
* Также вплотную к ней подошёл Б.А. Рыбаков, который анализируя географическую систему персидского сочинения Х в. «Худуд-ал-алам» («Пределы мира от Востока к Западу») отчётливо увидел, что русов его автор помещает в верховьях Северского Донца и Дона, но упорное стремление учёного непременно видеть в русах славян и «привязывать» их к Среднему Поднепровью вынудило его заключить, что будто бы персидский географ попросту «перепутал» Северский Донец с Днепром.
** Б.А. Рыбаков, который писал, о росомонах Иордана как о «ядре будущей русской народности», был, по моему мнению, не так уж далёк от истины, только он «спрямлял» ситуацию, считая росомонов славянами.