Русский каганат и происхождение Руси

Feb 06, 2022 22:19

Выложил одну главу из своей книги "Восточные славяне накануне государственности" (М.: Вече, 2020), которая называется

Русский каганат и этнографические сведения восточных источников о русах

Мне близка концепция иранского (аланского) происхождения Руси, разработка которой связана с именами Д.И. Иловайского, Г.В. Вернадского, Д.Т. Березовца, Д.Л. Талиса, О.Н. Трубачева, В.В. Седова, Е.С. Галкиной (в работах которой она приняла наиболее законченную форму)*.

Все источники до конца IX в., говорящие о русах, имеют в виду народ близкий к аланам и только на следующем этапе в понятие «русы» включаются славяне и варяги. Русский каганат IX в. - это государство аланов на Верхнем Дону, археологическим соответствием которому является лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры, а вероятной столицей - Верхнесалтовское городище. Славяне юго-восточной Европы, представленные волынцевской археологической культурой были подвластны аланам-русам и также входили в состав Русского каганата, отчего на их земли распространился хороним «Русская земля» (т.н. «русская земля в узком смысле», очерчиваемая по летописным известиям XI-XIII вв. точно соответствует ареалу волынцевской культуры). Также и первые варяги, поселившиеся в Восточной Европе, видимо, стали вассалами аланского Русского каганата. На это указывает заимствование ими салтовской тамги, ставшей основой для т.н. «знаков Рюриковичей» - эмблем князей, принадлежавших к правящему роду. Такое заимствование логично именно для вассалов, вероятно, это вообще не «заимствование»: власти Русского каганата просто пожаловали своим варяжским вассалам определенный тип тамги, как, видимо, они жаловали разные типы тамг всем должностным лицам и вассальным правителям. Влияние салтовцев на варягов было огромно, вплоть до перенятия варягами у салтовских аланов элементов внешнего вида (прическа Святослава) и одежды. При этом, видимо, на варягов был перенесен и этноним русы.

Потом, когда Русский каганат прекратил свое существование (это произошло где-то в промежутке между серединой IX и началом Х в. скорее всего из-за войн с Хазарией и ударов кочевников), эти варяги обособились и начали процесс подчинения восточнославянских племен и борьбы с Хазарией, известный по древнерусским летописям.

Таким образом, IX век в истории Восточной Европы был, по моему мнению, «аланской эпохой» - периодом политического доминирования аланов-русов, носителей самой развитой в регионе культуры. Салтовская культура находится именно там, где восточные авторы локализуют русов, а то, как жизнь «салтовцев» рисуется по археологическим материалам удивительно точно совпадает с этнографическими описаниями русов у мусульманских писателей (погребальный обряд, наличие городов, высокоразвитой металлургии, корабельного дела и т.д.).

Основа roxs/ruxs - «светлый», «блестящий» известна по ряду сармато-аланских иранских этнонимов.В первые века н.э. ряду античных источников известны Ῥοξολάνοι - роксаланы, то есть «светлые аланы». Автор рубежа IX-X вв. Ибн-Русте говорит, что «Аланы состоят из четырех племен, но почет и царство принадлежат у них племени, называемому Д.хсас (или Р.хсас)». Д.хсас/Р.хсас - передача иранского этнонима рухс-асы - «светлые асы».

То, что именно эти рухс-асы были политическим ядром аланов, ушедших в VIII в. из Кисловодской котловины на Верхний Дон (где они создали салтово-маяцкую культуру) удостоверяется свидетельством из дополнительных известий составленного в конце IX в. королем Альфредом (872-899/901) или кем-то из его окружения перевода на англосаксонский язык «Истории против язычников» Павла Орозия, где русы (рохоуаски) помещены в Подонье: «Европа начинается, как уже сказано, от реки Даная (Дона), которая стекает с северной части гор Риффенг (Рифейские горы - Урал), лежащих близ того гарсекга, который зовется Сармондийским (Сарматским). И эта река Данай течет оттуда на юг, на запад от алтарей Александра, в [землю] народа Рохоуасков (рухс-асов - «светлых асов» - русов). Она образует то озеро, которое называется Меотедийским (Азовское море), и [течет] далее многими потоками, близ того города, который называется Феодосия, [и] на востоке впадает в море, которое называется Эвксином (Черное море)».

В Баварском географе (середина - вторая половина IX в.) русы помещены между хазарами (Caziri) с одной стороны, древлянами (Forsderen liudi - «лесные люди»), полянами (Fresiti - «свободные жители», то есть жители полей, свободной от леса местности, противопоставленные по этому признаку своим соседям-древлянам), лучанами (Lucolane) и венграми (Ungare) - с другой: «Кациры (Caziri), 100 городов. Русь (Ruzzi). Форшдерен лиуды (Forsderen liudi). Фрешиты (Fresiti). Шеравицы (Seravici - этноним, видимо, славянский). Луколане (Lucolane). Унгаре (Ungare)».

То, что в сармато-аланском мире основа roxs/ruxs могла выступать в этнонимическом значении не только в качестве составного элемента, но и отдельно, надёжно подтверждается источниками.

Автор середины VI в. гот Иордан рассказывает о народе росомонов (Rosomoni) (то есть буквально о «народе рос» или «людях рос»: ros + mon - «человек»), враждовавших с готским королем Германарихом: «Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему (Германариху) в числе других племён, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], её мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного» (Iord., Get. 129). Названные Иорданом имена росомонов Сар и Аммий иранисты В.И. Абаев и А.Н. Карсанов объясняют из сармато-аланских языков (sar - «глава»; ama - «могучий»)**.

Сирийский автор середины VI в. Псевдо-Захария Митиленский помещает русов где-то на север от Кавказа: «Соседний с ними (с амазонками, местонахождение которых обычно приурочивается к южнорусским степям) народ hrus (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей». Некоторыми современными авторами, сторонниками гипотезы о скандинавском происхождении руси, данное известие источника нигилистически отвергается без каких-либо серьезных доказательств по принципу «если источник противоречит теории, тем хуже для источника» простым указанием на легендарный характер описания данного народа и ссылкой на «Гога, в земле Магог, архонта Роса, Мосоха и Тобела» из Септуагинты (см., например, работы В.Я. Петрухина). Подобные аргументы едва ли можно рассматривать всерьез: никаких библейских реминисценций ни сообщение о «народе рус», ни его контекст не содержат, а приписывать реальным народам разные легендарные черты - норма для античной и средневековой историографии. Кстати, утверждение об отсутствии у русов конницы является общим местом и в источниках IX-X вв. - почему-то об этом народе существовал подобный устойчивый стереотип.

Таким образом, имеется два независимых друг от друга и принадлежащих к разным традициям аутентичных известия VI в. о народе рус/рос, принадлежавшим, видимо, к числу сармато-аланских племен и проживавшем где-то в Северном Причерноморье. В отличие, кстати, от гипотетических скандинавских «гребцов», ни в одном аутентичном источнике, на сколько мне известно, реально не зафиксированных. И ещё важный момент - в живом русском языке согласно словарю В.И. Даля слово «русь» имело значение «мир», «белый свет», а выражение «на руси» значит «на виду». Такая семантика слова «русь» в русском языке точно соответствует значению предполагаемого иранского прототипа и ничего общего со значением предполагаемого скандинавского прототипа, связанного с понятием «гребли».

Известия о русах можно разделить на две хронологические группы. Известия первой группы (с VI по конец IX в.) по моему мнению описывают североиранский народ, близкий к аланам (в иранском мире этнонимы с основой рокс/рукс имели престижный характер: рокс-аланы, рухс-асы - "блистающие" в значении "наиболее выдающиеся", "правящие"), от которых это название и получили подвластные им славяне (т.н. "русская земля в узком смысле") и появившиеся на юге Восточной Европы варяги. Известия второй группы (примерно с рубежа IX-X вв.) под русами подразумевают варягов и славян, жителей "русской земли в узком смысле" и в первую очередь - её элиту, воспринимавшую этот аланский этноним как социально-престижный ("русы" - "светлые" = "правящие").

* Также вплотную к ней подошёл Б.А. Рыбаков, который анализируя географическую систему персидского сочинения Х в. «Худуд-ал-алам» («Пределы мира от Востока к Западу») отчётливо увидел, что русов его автор помещает в верховьях Северского Донца и Дона, но упорное стремление учёного непременно видеть в русах славян и «привязывать» их к Среднему Поднепровью вынудило его заключить, что будто бы персидский географ попросту «перепутал» Северский Донец с Днепром.

** Б.А. Рыбаков, который писал, о росомонах Иордана как о «ядре будущей русской народности», был, по моему мнению, не так уж далёк от истины, только он «спрямлял» ситуацию, считая росомонов славянами.

политогенез, книги, библиотека, общественный строй, Древняя Русь

Previous post Next post
Up