Оригинал взят у
varing в
Предки шведов знали названия днепровских порогов?Вот
тут зашла речь о том, знали скандинавы названия днепровских порогов или нет. Итак, что мы имеем…
Оригинал рунической надписи:
Толкование на шведском:
biarfaa : statu : sis- stain
hakbiarn : bruþr
ruþuisl : austain : imuar
is af(a) : st(ai)n : stata : aft : raf(a)
sud(þ) fur(i) ru-s(t)aini : kua(m)u
uiti aifur : uifil
--uþ u m
Bjärt målad uppställde denna sten
Hegbjarn och hans bröder
Rodvisl, Oystain och Edmund
som hava uppställt stenar till minne av Ravn
söder om Rufstain. De kommo
långt i Aifur. Vivil
befallde
Русский перевод:
Бьэрт раскрасил (разрисовал) этот камень, установленный
Хедбьярном и его братьями
Родвислом, Ойстеном и Эдмундом
Которые воздвигли (установили) камни в память Равна
К югу от Руфстейна. Они ушли далеко в Айфур. Вивил приказал (предложил)
Обсудили. Посоветовались. В общем, можно сделать следующие заключения:
1. Работа с руническими надписями - это дешифровка, а не обычное чтение и перевод. И результат дешифровки многих таких надписей в последние десятилетия разительно изменился, в сравнении с прежними временами, когда в надписях видели желаемое.
История с Пирейским львом - яркий пример. Правда, это также пример того, что шведская медиевистика эффективно размифологизируется - сами мифы придумали, сами от них постепенно отказываются. Чего не скажешь о российской медиевистике, и пример с тем же Пирейским львом - тоже тому доказательство. Следовательно, результат дешифровки каждой рунической надписи надо перепроверять.
2. Приведённая руническая надпись даёт нам целый ряд антропонимов, что всегда интересно. А также один топоним. Его предположительно (!) отождествляют с названием порога у Константина Багрянородного. Однако из надписи не видно, что имеется в виду именно порог, а не название какого-то места. Также из надписи не следует, что действие разворачивается в Восточной Европе - оно могло разворачиваться где угодно.
3. Топоним на камне созвучен наименованию порога у Константина Багрянородного. Если кто-то хочет видеть в этом подтверждение фантазий Х.Бреннера (он первым стал мудрить с названиями порогов), то красиво жить не запретишь. Однако делать из этого вывод о том, что «шведы знали названия днепровских порогов» - совершенно невозможно. Не говоря о том, что из этого следует вывод, будто они дали порогам их наименования.