Mar 25, 2014 00:32
Я предвидел подобную реакцию:
"Не понял. В 2012 мне понравился этот человек и этот эксперимент именно из-за идеи натурального обмена.
Что такое непредвиденные долги в Индии?
Я, конечно, не знаю подробностей, но со стороны выглядит испытанием, которое нужно правильно пройти.
И тут ключевой момент, ты не откажешься от своих принципов жить без денег или прогнёшься и сдашься.
Судьба специально даёт новые испытания, чтобы их правильно проходили. Будет очень неприятно, если всё так банально закончится.
А "друг друга" не внушает доверия и ведёт себя странно. По крайней мере, судя по фотографии.
Но в любом случае выбор за тобой. Удачи. Но помни, что выбор есть даже в тех ситуациях, когда кажется, что его нету."
Мне и самому нравится идея натурального обмена. Особенно то, каким образом ее удается воплощать. В данном случае ключевой момент не в неиспользовании денег, а в свободе выбора объекта для расчета. Да и в свободе как таковой.
Сегодня стоимость произведения зависит не от потраченного на его создание времени, сложности техники или содержания. Стоимость зависит от сообщества арт-критиков, галеристов и других компетентных господ, которые точно знают, что такое искусство и сколько оно должно стоить. Это сообщество создает иллюзию объективности, утверждая истину в святых писаниях печатных изданиях и каталогах. Не за бесплатно, разумеется. Но последнее слово всегда остается за тем, кто назовет наибольшую цифру на аукционных торгах.
Натуральный обмен не предполагает определения стоимости произведения в денежном эквиваленте. Принося ответный подарок, человек дает субъективную оценку. Но определяет не стоимость, а ценность того, что я делаю. Подарок зачастую демонстрирует, что именно этот человек ценит в моей работе - рисунок или поступок. Я считаю, что второе важнее хотя бы потому, что поступки влияют на жизнь больше, чем изображения.
Но, так или иначе, тот факт, что с натуральным обменом удалось пожить в трех десятках стран, не используя деньги, утверждает: то, что я делаю, кому-то нужно во всех этих странах.
А возврат к деньгам в Индии был связан с ошибкой: я подписался на работу в бизнесе, пусть и не за деньги. Но бизнес без денег невозможен, поэтому с ними неизбежно пришлось иметь дело. Дело закончилось тем, что я остался должен, ибо не бизнесмен.
Не страшно. Я готов заплатить за эту ошибку и продолжить свой путь.
Конечно, деньги - не главная причина моего приезда в Шаньдун. Пожалуй, вовсе не причина. Хотя действительно, деньги сейчас нужны. Но, кстати, не мне. А тем людям, которым я их отдам.
Причина приезда в другом - мне просто захотелось вернуться в это место, чтобы отдохнуть, сменив обстановку. Поиграть в "художника-живописца", подышать растворителями. К тому же Шандунь - одно из самых гостеприимных мест, в которых я бывал. А это значит, что окружающие здесь будут делать все, чтобы мне было уютно и комфортно, не смотря на пропасть между нашими мирами.
Проект подарил мне независимость от денег. Но это не значит, что я поменял ее на зависимость от проекта. То, что тысячи людей следят за этой историей, помогает мне и поддерживает меня. Я понимаю, что "жизнь без денег" в заглавии привлекает новых зрителей и единомышленников. Но ключевое слово здесь все же "свобода".
шаньдун,
ответы,
китай,
натуральный обмен