Дамы и господа!
В начале февраля 2020-го года в Израиль вновь приезжает Ян Липин, которую называют "поэтом танца" и колдуньей. В Китае даже слово особое существует для таких людей.
«Бимо» - колдунья, обладающая даром танца. Бабушка Липин тоже была «бимо». То, что создаёт Липин не просто танец, а разговор с богами.
А говорящий с Богом будет услышан и людьми.
На сей раз с 5-го по 8-е февраля в Тель-Авивском Оперном театре имени Шломо Лахата будет показан один из главных символов балетного пространства «Весна священная», премьера которой состоялась в Шанхае в 2018 году.
Как это поставит Ян?
Фото Yijian Li и Ed Markovich
О великом джазовом трубаче и певце Луи Армстронге говорили, что он может спеть текст из телефонной книги.
Спеть, пожалуй, любой сможет... Всё тот же вопрос, как?
Два года назад нам (счастливчикам, не упустившим предоставленной возможности) довелось увидеть балет всемирно известной китайской балерины и хореографа Ян Липин «В осаде».
Мир искусства давно ушёл в многозначность смыслов и разноплановость действий. В том балете Липин, как в изысканном коктейле, перемешались движение и музыка, театр и поэзия, эротика и невинность, честь и предательство. 15 танцоров, два музыканта, актер Пекинской оперы и мастер-художник по вырезкам из бумаги рассказали на Тель-Авивской сцене давнюю китайскую историю о любви и войне. Необычные костюмы и декорации, 20 тысяч пар ножниц, свисающих с потолка, красные перья - извечный символ крови...
Забыть увиденное не могу до сих пор. И не пропущу ни одной возможности увидеть балеты Липин.
Не могу сосчитать, сколько раз смотрел «Весну священную» в интерпретации разных хореографов. Сложилась особая традиция постановок, берущая начало от первой знаменитой Вацлава Нижинского 1913-го года.
Но Липин сделала всё по своему, в том числе и в плане музыки. Стравинский звучит лишь в центральной части "триптиха", а левая и правая "створки" - музыка композитора Хэ Сюнтяня, выписанная на основе тибетских мелодий и песнопений.
Этой смесью запада и востока, вечности и сиюминутности наполнены и движения танцоров.
Могу только представить, какими волшебными мантрами заворожит нас колдунья на сей раз.
Ян Липин предупреждает:
«Жизнь и смерть - одно целое. Все в моем балете: от пластики до грима подчинено главному - возрождение неизбежно. Я хотела сказать миру, что не только Европа знает Стравинского. Его музыка знакома даже малым народам Китая. Мы не только можем обыграть ее, но еще и рассказать о нирване, тибетском буддизме, абстракции физической вселенной, где время, пространство и жизнь сосуществуют как единый цикл. Люди Востока верят, что смерть - это не конец. И как времена года сменяют друг друга, умирая зимой, человек воскресает по весне. Наша история, в отличие от истории Стравинского, которая завершается жертвоприношением, показывает весь путь от увядания к воскрешению».
При чём же тут Армстронг? Об удивительно пластичной, нереально хрупкой и невероятно талантливой Ян Липин говорят, что она может станцевать, что угодно. И попавшие хоть раз в паутину движений её хореографии навсегда останутся пленниками красоты и изящества.
Великие художники, музыканты, танцоры говорят с нами на ином невербальном уровне. Умеющие чувствовать, видеть, слышать понимают эту речь.
Музыка слов и движений, отзывающаяся внутри нас, называется "волшебной силой искусства", дамы и господа.