Оригинал взят у
amarguerite в
"Балеты Ивана Васильева" Михайловский театр, 14.02.17
Лучший подарок любимому человеку - это впечатление, подумала я - и повела себя 14 февраля в театр.
Хореографический компонент впечатления с самого начала был под вопросом: плох тот танцовщик, который не мечтает поставить собственный балет, но не у всех получается. Зато в артистическом сомневаться не приходилось: в составе, кроме самого Васильева, значились Сарафанов и - контрольным в голову - Рузиматов.
С артистической "тяжёлой артиллерии" и начали вечер - балетом "Морфий": по мотивам одноимённого рассказа М.А. Булгакова, но не под "Аиду" Джузеппе Верди, как можно было бы подумать, зная исходный
текст, а под симфоническую музыку Густава Малера - в том числе, широко известную 4-ю часть Симфонии №5.
Балет откровенно никакой - ни хореографии, ни драматургии. "Сопли" вокруг отношений Анны и Полякова понятны, но скучны. Роль массовки, размалёванной, как зомби в "Триллере" Майкла Джексона, непонятна - и тоже скучна. На умершую Анну (И. Перрен) сыплют тальк - к чему? Вряд ли Васильев не понимал, что сравнения с
"Белой тьмой" Дуато неизбежны, и что будут они не в плюс ему - зачем же усугублять?
Словом, если бы не Фарух Рузиматов (Поляков), васильевский "Морфий" убил бы впечатление быстрее, чем реальный наркотик - организм.
Рузиматов уже может себе позволить просто ходить по сцене - зал захлопал чуть ли не первому же шагу артиста. Вкуснейшая фактура и прошибающая возрастная, отчётливо мужская харизма, что уж: эти руки, волосы, скулы, скорбно сведённые брови... Не оторваться, не насытиться.
Балет "Слепая связь" на музыку Макса Рихтера, рассказывающий о "морфинизме" нашего века - интернет- и гаджет-аддикции, показался интересным в смысле идеи. В смысле режиссуры - увы, всё предсказуемо: пара протагонистов (в светло-серых костюмах) в финале вырывается из группы (в лиловом), обречённой ходить строем при двух тюремщиках (в чёрных костюмах с кожаными вставками) - буквально под стражей своей зависимости. В начале действия на глазах всех героев - чёрные повязки... надо ли писать, на ком повязок не остаётся в конце? В смысле хореографического решения всё тоже очевидно - акцент на руки, якобы держащие смартфон/планшет; остроумный, разве что, момент, когда группа в лиловом роняет протагониста на пол - и тут же делает селфи с лежащим телом, пишет об упавшем в "Твиттер" и т.д. Однако здесь действительно хороши были исполнители главных ролей - В. Запасникова и Л. Сарафанов.
И очень забавно было наблюдать, как в антракте зал, только что живо реагировавший на стёб, снова уткнулся обратно в экраны...
В качестве третьего "блюда" я бы лучше познакомилась с васильевским "Болеро", но против конъюнктуры не попрёшь - нам показали зарисовку под названием "Любовь есть везде" на музыку И. Стравинского.
Местами забавный, но всё же очень простой балет о любви в "психушке": пациенты (особенно прекрасен М. Шемиунов) немного буянят, воплощая шутку про "кто первый халат надел", суровый доктор (профессор Стравинский - хочется назвать его, вспоминая того же Булгакова) с ассистентами бдят, но даже обретение Героем (Васильев) Героини (Э. Перссон) не помогает никому покинуть стены учреждения - в страшном "наружном" мире места для любви нет. И правильно - шифр любви в МКБ-10, как мы помним, F 63.9...
Суммируя: качок Васильев, бесспорно, в движении эффектен, но опыты его как хореографа что-то пока неубедительны.
Ощущение праздника, слава богу, складывается не только из впечатлений от просмотренного - это и сам "выход в свет", и настроение... и выбор наряда, в конце концов: чем не повод выгулять авторскую "бабочку" из
коллекции Евгения Спэнка?
Спасибо неизвестным "мажорам" за опоздание на первое отделение: "бабочка" украсила 3-й ряд партера, а я полюбовалась Рузиматовым, так сказать, в деталях.
И спасибо дорогому другу
Роману за билет.