Марк Моррис. Музыкальные безделицы.

Feb 04, 2016 08:22


Дамы и господа!
Историю Марка Морриса и его постмодернистского Театра танца я изложил ранее.
А теперь перейдём к географии. Театр уже в Израиле. В рамках нынешнего балетного сезона в Тель-Авивском центре сценических искусств ансамбль Марка Морриса со 2-го по 6-е февраля 2016-го года представит две программы.
О первой из них расскажу в нескольких словах и фотографиях.






Невозможно однозначно определиться с тем, что в увиденном и услышанном превалирует. Музыка или хореография?
Марк Моррис столь искусно переплёл звук с движением, что разделить их уже невозможно. Да и не нужно, наверное. Перед нами редчайшее сочетание балета и концерта камерной музыки. Не вспомню даже, когда в последний раз слышал "живой" оркестр на современной балетной сцене.




Часть первая. Falling Down Stairs. (Падение с лестницы)




Кудрявый виолончелист в слепящем световом луче играет Баха. Сюита номер 3.
На сцене странные персонажи. Они ярки, прекрасны и эфемерны. Короткие разноцветные туники прикрывают верхние части тел, оставляя обнажёнными ноги.

Движения танцоров только кажутся хаотичными. На самом деле перед нами ожившая музыка Баха. Марк Моррис развернул внутренности гигантского музыкального инструмента, где люди на сцене - ноты. Мы видим транскрипцию великой музыки и параллельно слышим её в изумительном сольном исполнении виолончелиста Вольфрама Кёсселя. Звуками взбегают и опускаются танцоры по нотному стану возвышающейся позади лестницы. Короткие туники заменяются длинными, но не менее разноцветными и яркими балахонами. Возникают картины средневековой живописи и тут же распадаются, обращаясь в простейшие геометрические фигуры.




Треугольники, круги, квадраты как части гигантского калейдоскопа. В спиралях музыки-танца задействовано всё, включая глаза, ладони, волосы.
Танцоров по сути не существует вне музыкального контекста. Они его часть, как вирбеля клавесина. И только в конце балета исчезают, становясь собой.




Часть вторая. Cargo.

Меж первым рядом и сценой небольшой оркестрик исполняет музыку французского композитора Дариуса Мийо. La création du monde (Сотворение мира) - одноактный балет написанный в 1923 году.




На сцене девять полуобнажённых танцоров  "творят" мир. Пластика тренированных тел завораживает.




В начале необходимо подняться на ноги, а только после взяться за палку.




Орудие труда, войны, культа...




Сотворённый мир не так уж прост и дружелюбен.




Тени демонами ночи пугают победителей и побеждённых.




Но уже существует небо...




Палки больше не нужны. Они падают с глухим стуком. Новые люди свободны.
И тогда в их сознание вступает неизбежный спутник Жизни. Смерть




Часть третья. Three Preludes.

Солирующий пианист играет три прелюдии Джорджа Гершвина. Марк Моррис ставил это семиминутное трио для себя и исполнил его в 1992-ом году на премьерном показе.
На чёрно-синем фоне ночной опустевшей сцены танцует одинокая женщина. Светом выписаны только открытые части тела. Лицо, шея, руки и их отражения.
Медитативное кружение под лёгкую грусть гершвиновской фортепианной россыпи.




Часть четвёртая. Festival Dance (Фестиваль танца).

Скрипач, виолончелист и пианист исполняют фортепьянное трио австрийского композитора Иоганнна Непомука Гуммеля. 12 танцовщиков двигаются попарно и группами в световом тёплом мареве.




27 минут чистого танца. Меланхолическое кружение, похожее на бесконечный сон.




Без философских идей и глубокомыслия. Просто музыка и движение.




Танцзал вне времени и пространства.




Четыре маленьких балета.
Четыре попытки передать бесконечность языком человеческих тел.
Четыре музыкальных безделицы, дамы и господа.

Израиль, гастроли

Previous post Next post
Up