Марк Моррис. Быстро, задумчиво, умеренно.

Jan 11, 2016 08:59



Дамы и господа!
Очередная балетная труппа приезжает в Израиль на гастроли.
Очередная ли?
Каждый год есть возможность увидеть по крайней мере несколько интересных ансамблей современного танца.
Хожу на спектакли, часто получаю удовольствие, фотографирую, рассказываю, фантазирую на заданную хореографом тему.
В рамках нынешнего балетного сезона в Тель-Авивском центре сценических искусств две программы со 2-го по 6-е февраля 2016-го года представит Театр танца Марка Морриса.
Несколько слов...



  "Cargo" - photo by Stephanie Berger
           

- Классика, фламенко и балет.

Марк Моррис (Mark William Morris) родился в 1956-ом году в Сиэтле в семье, обожающей музыку. Отец с раннего детства обучал ребёнка строгим азам классики, а мать уводила сына в бурный мир фламенко и балета. Папа научил Марка читать ноты в 8 лет, и мальчик ежедневно часами играл на фортепиано. Позже он учился у Верлы Флауэрс (Verla Flowers) и Перри Брансона (Perry Brunson). Для Верлы Марк в 15 лет начал писать свою первую балетную музыку.

В 16-летнем возрасте Моррис решил стать танцором фламенко и отправился в Испанию. Но годы правления Франко не были лучшим временем для любых свобод. В том числе и музыкально-танцевальных.  Марк переезжает в Нью-Йорк, а после в Нью-Джерси. Начинается богемная жизнь с друзьями актерами и танцовщиками на чердаке в Хобокен.

- Движение и звук.

Семейная "музыкальная школа" определила характер хореографии Морриса. Движения танцоров, мельчайшие жесты, пластика - всё это полностью определяется звуком. Его танец невозможно представить без музыки. Эти две субстанции переплетены так тесно, что сливаются в единое танцевально-музыкальное пространство. Такое ощущение, что если отключить звук и просто смотреть балет, то музыка будет виртуально слышна и узнаваема. В некторых случаях мелодия даже запоминается, благодаря танцу. На счету Морриса сотрудничество со знаменитейшими оркестрами и музыкантами, такими как индийский таблист Закир Хусейн или виолончелист Йо-­Йо Ма.



  "Pacific" - photo by Hilary Schwab

- 120 не предел.

В 1980-ом году в Нью­ Йорке Моррис создаёт свою танцевальную группу  Mark Morris Dance Group и начинает всерьёз заниматься хореографией. С тех пор он поставил для своего ансамбля более 120-ти балетов. И не только для своего. Как режиссёр и хореограф Марк Моррис получил множество наград, включая престижную премию Американского фестиваля балета (2007-ой год).

- "Живая" музыка.

В отличие от большинства ансамблей современного балета Mark Morris Dance Group выступает только под "живую" музыку. И в Израиль с группой приедут музыканты. Сам Марк уже давно не танцует, но часто демонстрирует дирижёрскую выучку, становясь за пульт оркестра. Таким образом он, используя хоккейную терминологию, превращается в "играющего тренера"-хореографа и может руководить своими "музыкальными" танцорами в "режиме реального времени".

- Опера.

Ещё одна интересная творческая подробность. Марк Моррис как режиссёр и хореограф ставит спектакли и в опере. В таких  знаменитых театрах, как Королевская Опера Ковент Гарден или Нью-Йорк Сити Опера.

- Михаил Барышников.

Высочайший уровень хореографии Морриса отмечает его знаменитый друг Михаил Барышников, танцевавший в 10-ти балетах Марка. Вместе в Нью­-Йорке они основали проект "White Oak Dance Project". "Белый дуб" оказался настолько "мощным", что продержался с 1990-го по 2002-ой год. Мощное влияние Барышникова безусловно сказалось и на дальнейших постановках Морриса. Классика и модерн вместе дают яркие и гармоничные результаты.

- "Быстро, задумчиво, умеренно".
В 1993-ем году Джоан Акочелла (Joan Acocella) издаёт монографию о Марке Моррисе. А в 2001-ом выходит иллюстрированный сборник, названный в честь известного балета Морриса "Быстро, задумчиво, умеренно" - "L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato: A Celebration".



"Falling Down Stairs" - photo by Stephanie Berger

- Программа гастролей.
Со 2-го по 6-е февраля 2016 года в Тель- Авиве ансамбль Марка Морриса в двух программах даст 6 спектаклей.
Программа «А» (2 февраля 2016, вторник, в 20:00, 4 февраля, четверг, 20:00, 6
февраля 2016, суббота, в 16:00)

«Падение с лестницы» (постановка 1987 года для 14 танцовщиков на музыку
Баха - сюита для виолончели. Костюмы ­ Айзек Мизрахи).
«Cargo» (постановка 2005 года для 7 танцовщиков на музыку Дариуса Мило)
«Три прелюдии» (это сольная работа - Марк Морис сам исполнил ее премьерый
вариант в 1992 года. Музыка ­ Прелюдия для фортепьяно Гершвина. Костюмы -
Айзек Мизрахи).
«Фестиваль танца» (постановка 2011 года для 12 танцовщиков на музыку
австрийского композитора Иоганнна Непомука Гуммеля - фортепьянное трио).

Программа «B» (3 февраля, среда, 20:00, 5 февраля, пятница, 13.00, 6 февраля,
суббота, 21.00)

«Pacific» (постановка 1995 года для 7 танцовщиков на музыку современного
американского композитора Лу Харисона - фортепьянное трио)
«Падение с лестницы»
«Силуэты» (постановка 1999 года для 2 танцовщиков на музыку Ричарда
Каминга для фортепьяно)
«The» ­ премьера этой работы для 16 танцовщиков прошла в июне 2015 года.
Музыка - Первый Бранденбургский концерт Баха в обработка Макса Регера для
фортепьяно в 4 руки.



"Pacific" - photo by Hilary Schwab

- Моцарт танца.

Mark Morris Dance Group считается одним из лучших в мире ансамблей балета в стиле постмодерн, а его основателя Марка Морриса за яркие незабываемые хореографические фантазии некоторые балетные критики называют Моцартом современного танца.

Вот и всё, что хотел рассказать. Вернее, почти всё.
Когда речь идёт о таких хореографах, как Марк Моррис, всегда остаётся нечто недосказанное.
Спешите видеть, дамы и господа.

mark morris dance group, зелёный блокнот, Тель-Авив, Марк Моррис, балет

Previous post Next post
Up