На мой взгляд, классика в балете лучше всего сочетается с неоклассикой, а не с современным балетом, как в случае с сентябрьским показом "Этюдов" и балетов Форсайта в Гран Опера.
Правда, нынешнюю постановку "Сильфиды" в Королевском театре Дании классикой в полном смысле этого слова не назовешь. Николай Хюббе внес, таки, в него значительные изменения. По его словам, его задачей было сохранить и развить традиции Бурнонвиля.
Кроме этого, у него с этим балетом были и "личные" счеты: роль Джеймса была его первой ролью в качестве профессионального танцовщика, и она же стала его последней ролью. Сам Николай Хюббе говорит в интервью с Петером Тудводом:
- Джеймс жил во мне и был со мной всегда. И мне было необходимо покончить с ним! Не потому, что я ревновал к "Джеймсам", появившимся вслед за мной- я все равно уже не мог танцевать эту партию. Но я должен был свести с ним счеты- хотя это, в сущности, невозможно, поскольку "Сильфида" экзистенциальна. Это своего рода "Гамлет" в балете, который вопрошает "быть или не быть?"
Такой была моя отправная точка. Но если я, как человек, должен был умертвить так горячо любимого мной Джеймса, как бы я мог это сделать? Кто бы мог это сделать? Ведьма! И поскольку в силу моего возраста я не могу танцевать Джеймса, я как раз мог бы быть ведьмой!
- Почему же ты хотел лишить Джеймса жизни? Насколько я понял, он был своеобразным альтер эго для тебя, следующим за тобой с детских лет, он для тебя многое значил, зачем же убивать его?
- Это была своего рода психотерапия, совершенно как если бы мужчина пришел к психотерапевту, а тот бы сказал: " Вот тебе подушка, это твоя бывшая жена, бей ее!" Мэдж, по либретто Бурнонвиля, гадалка, т.е. ведьма и в силу традиции ее представлял мужчина, поскольку она обладала властью. На какой-то период в 40-х годах ее роль перешла к женщине, а потом опять к мужчине. Однако Мэдж всегда представлялась в женской одежде, с клюкой, седыми волосами и бородавкой на носу. Она была олицетворением зла, пока Сорелла Энглунд - старая сильфида, уже не могущая больше танцевать Сильфиду- в 80-х годах создала другой портрет Мэдж, со смещением акцента на олицетворение зла на женский акцент. Речь идет о любви к Джеймсу, о влюбленности в него и об умерщвлении того, что ты любишь больше всего потому, что ты не можешь это получить.
И тут я подумал:" Если я должен вернуться к традиции и сделать ведьму "травести", то это может быть очень интересным. Почему она в этом случае не может быть воображаемым существом, может быть, одним из первых толкований снов по Фрейду. Очень может быть, что это воображаемое существо также влюблено в Джеймса. Но Джеймс не желает о нем знать, поскольку у него, возможно, имеются такие сексуальные наклонности, которых он сам не осознает. Если же соединить это с суровым, конформистским окружением, где все следят друг за другом, то получим жестокий конфликт с действительностью.
Прежде Джеймс был поэтом. Я изобразил его больше шизофреником, не могущим найти место в жизни, поскольку он сумасшедший и не может жить в нормальной жизни.
- Таким образом Мэдж - темная сторона Джеймса, что-то, что пугает его самого?
- Именно. Но тогда как прежде Мэдж имела женское лицо, у нее сейчас мужское.
- Значит ли это, что как режиссер, ты намекаешь на увлечение или влюбленность Джеймса в Мэдж?
- Увлечение - да, влюбленность- нет. Он влюблен в Сильфиду, а Сильфида все время говорит:"Не трогай меня!" Что может быть естественней для мальчика с той или иной формой пробуждающейся гомосексуальности, чем влюбленность в крылатое существо, божественно прекрасное и облаченное в тюль, которое он не может тронуть? Увлечение гомосексуалистов Джуди Гарланд, Мэрилин Монро, Марией Каллас, дивами...
- Мы поговорили о Джеймсе и о Мэдж, ну а что с Гурном?
- Гурн- зеркальное отражение. Он совсем другой. Я не знаю, является ли он гетеросексуальным.
- Может быть, он - тот, кем хотел бы быть Джеймс, если бы он должен был приспособиться к существующему обществу?
- Да, разумеется. Я попробовал выбрать таких Гурнов, которые на самом деле могли бы отлично станцевать Джеймса и без сомнения сделают это в один прекрасный день. И у меня есть даже ощущение, что когда Гурн придет домой и получит Эффи, и у них появятся дети, когда-нибудь, перед медной свадьбой, он сядет с свое кресло и вдруг перед ним появится сильфида! Как знать!
- Мне нравится мысль о том, что Гурн любит Эффи так сильно, что сильфида перед ним не появится. Но все же это может случиться с каждым.
- Да, именно так. Давай представим, что Эффи гостит у свекрови. Гурн вышел пройтись и вот встречает некое крылатое существо...Даже необязательно такое, которое пробуждает земные чувства. Сильфида , все же, воздушна, чиста, игрива, ребячлива...
- Ангел.
- Да, нечто, что разрушает темницу, возведенную вокруг тебя.
В общем, по замыслу Николая Хюббе, Мэдж в "Сильфиде" - мужчина, бывший любовник Джеймса. Кроме этого он перенес действие в поселение протестантов; кильты хоть и сохранены, но все костюмы - в серо-черной гамме ( мне лично кажется, что типично шотландские расцветки были лучше). Отлично исполнил партию Джеймса Грегори Дин - вообще меня поразило, что танцовщик, исполнявший накануне виртуозную партию Хэнка в "Come fly away", наутро с полной отдачей танцевал партию совершенно другого плана.
Сильфидой была Эми Уотсон, также одна из героинь предыдущего вечера. Наверное, роли были распределены таким образом специально: вот как мы можем! Эми танцевала прекрасно, но вот только игривой и ребячливой ее было не назвать, какая-то в ней была обреченность с самого начала.
Понравилась мне Альба Надаль в роли Нэнси, хороша была Метте Бедтчер в роли Анны, и Эффи была тоже очень трогательна ( ее танцевала Стефани Чен Гундорф, правда, какой-то она мне чересчур рослой показалась). Пожалуй самое сильное впечатление у меня осталось от Мэдж (Себастьен Хэйнес), прекрасно мальчик танцевал и играл! Другой вопрос, надо ли было "переделывать" Мэдж в мужчину. Или сохранять в этом случае имя Мэдж. В принципе получилось так, что в первом составе Мэдж был сам Хюббе, во втором - Себастиен Хэйнес, а в третьем - девушка, Мария Бернхольт. У нее, конечно, внешность, возможно, где-то и мужеподобная, но вообще нонсенс на мой взгляд: Мэдж- бывшего любовника Джеймса играет девушка! Ну если только она не лесбиянка.
Гурн (Андреас Коос) тоже был очень хорош.
Фото с поклонов: Себастиен Хэйнес, Эми Уотсон, Грегори Дин, Стефани Чен Гундорф:
Прекрасное впечатление, созданное "Сильфидой", усилилось после перерыва, когда начались "Этюды".
Я поначалу опасалась, что сравнение с "Гранд Опера" будет не в пользу Датского королевского балета, но нет: наши были на высоте! Как девочки в кордебалете, так и мальчики, прима была великолепна (Джейми Крэндалл),
а одним из партнеров был мой любимец Албан Лендорф, также прекрасно исполнивший свою партию.
Да и второй партнер (Йон Аксель Франссон) от него не отставал.
В общем, был праздник для глаз и души!
Фото с поклонов: