сознание говорит.

Jul 28, 2007 01:57

Убежденность, что эстетика населяет все вокруг и что все живет по ее законам, разрастается все дальше...

Ощущая необходимость быть в курсе филологических достижений двадцатого века, дочитала седьмую - и последнюю - книжку про Поттера - Harry Potter and the Deathly Hallows.. Книжка потрясает, но я не об этом, а о законах эстетики ( Read more... )

Leave a comment

suibnecelt July 28 2007, 08:03:22 UTC
фраза обалденная... постмодернизм рулит, фразу срочно в мемориз - впрочем, зачем, это и без того один из моих девизов!
Насчет ружья - да, с нетерпением жду, однако подобные вещи, хоть и хороши для связности повествования, все-таки подчеркивают лишний раз, что это художественная литература и не более. У Толкина к примеру полным-полно ружей, которые так и не выстреливают, а просто лежат на своих местах детальками мозаики, и от этого мир только играет новыми краскми, делается живым... Знаешь, это такая волшебная штука, создание новых миров. КОгда-нибудь я напишу об этом...
А ГП-7 у тебя часом не бумажный?..

Reply

balkan_ghost July 28 2007, 10:31:09 UTC
нет, электронный.
создание новых миров - хм, ты будешь далеко не первая, кто это опишет. Аристотель, к примеру, всю эту кашу и заварил. Только его "Поэтику" мало кто внимательно читает. А вот тоже. пока мне в этом году глаза не открыли.

И кстати, про "света нет" и "Роулинг, по сути дела, описывала данный конкретный мир" - ерунда все это. Особенно про "данный конкретный мир". И моя фраза это доказывает! Я же говорю, что Матушка Роу всех перехитрит. А мнгие - этого просто не заметят, ха-ха.

Reply

minotawr July 28 2007, 20:02:24 UTC
Не помню, где бы Аристотель говорил о создании новых миров. Искусство для него - "подражание действительности", а не созидание. Не могла ли бы ты показать цитату, где он высказывается иначе?

Reply

balkan_ghost July 29 2007, 10:24:31 UTC
ну вот, например:
"Задача поэта - говорить не о том, что было, а о том, что могла бы быть, будучи возможным в силу вероятности или необходимости. Ибо ситорик и поэт различаются НЕ тем, что один пишет стихами, а другой прозою <...>, - нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой - о том, что могло бы быть" (Аристотель. Собрание сочинений в 4 томах, т. 4. - М., 1984 - С. 655)

а когда в его дискурс вводится модус "могло бы быть" - это уже прямая дорожка, скажем, к Борхесу, и к его рассказам. К примеру "Сад расходящихся тропок".

Reply

minotawr July 29 2007, 11:51:09 UTC
Допустим, поэт показывает, что "могло бы быть", но при этом все еще "подражает действительности", не выходит за пределы вероятного или необходимого. Тогда он лишь продолжает мир, но не создает новый. Или создает мир, но не новый.

Reply

balkan_ghost July 29 2007, 16:31:16 UTC
а что ты тогда понимаешь как новый мир? Мир, который живет по другим законам? Или как? Потому как, все же, надо признать, что даже если мир новый, и даже если в нем другие законы - должен возникать эффект узнавания. Если его не будет, то читатель (в данном случае речь о нем) даже не поймет, что речь идет и мире.

Хоть на процент - но так называемый мимесис в тексте должен быть, чтобы возникло узнавание. И на основании этого - достроилось понимание остального, нового.

Reply

minotawr July 29 2007, 16:57:07 UTC
Всё, что высказывается, то высказывается о некотором мире. Говорить о мире - есть вообще некое исходное условие речи. Формула Аристотеля - говорить "о том, что могло бы быть, будучи возможным в силу вероятности или необходимости" - касается высказываний о возможном. Но если мы выскажемся о невозможном или о возможном в силу невозможной вероятности или необходимости, то мы выйдем за круг старого мира и войдем в новый.

Reply

minotawr July 29 2007, 17:00:55 UTC
А что ты понимаешь под новыми мирами, говоря, что "всю эту кашу заварил" Аристотель?

Reply

balkan_ghost July 30 2007, 23:13:04 UTC
Новый - это мир, построенный по крайней мере с помощью тех эстетических механизмов, о которых я говорила тебе в маршрутке: селекции, комбинации и саморазоблачения.

А Аристотель все это заварил, потому что он (вместе с Платоном) озвучил так называемые "списки поэтов", в которые, к примеру, не попала знаменитая на сегодняшний день Сафо. А все потому, что она "пела про себя", вместо того, чтобы создать своего двойника, клона в рамках эстетически завершенного целого (стихотворения). Сегодня ее воспринимают как поэта в силу того, что тексты ее обросли контекстом - жирным и толстым - и на этом фоне у современного читателя непременно возникнет несовпадение горизонтов ожидания. На чем, собственно, и держится эстетическое восприятие, а значит - и маркированность нового мира.

Reply

minotawr July 31 2007, 22:45:50 UTC
Эти эстетические механизмы образуют необходимое и достаточное условие новизны мира?

Все поэты поют только о себе. Невозможно петь о чем-либо, что не составляет часть тебя. Это еще одна неизбежная предпосылка любой речи.

Reply

balkan_ghost August 1 2007, 19:21:17 UTC
Да, сторонники этой теории (в том числе и я) считают это достаточным условием. За большей аргументацией придется уже читать сами работы по этоому вопросу.

Поэты - да, возможно, они поют о себе. Но смысл в другом. Смысл в том, что они, прежде чем о себе запеть, должны создать своего двойника в рамках эстетического мира. А не самому туда поселяться. Т.е. должен быть реальный, биографический поэт, вокруг которого строится реальность, и другой его эстетический двойник, вокруг которого строится реальность художественная, т.н. fiction. Если это условие выполняется - тогда это произведение искусства. Если нет - биография.

Reply

minotawr August 5 2007, 10:36:43 UTC
Интересное рассуждение!
С другой стороны, можно заметить, восприятие человека всегда организуется по законам художественной композиции, и даже его жизнь с годами начинает складываться, как пасьянс, в некую живописную мозаику. Поэтому некоторые пожилые люди любят извлекать из своей жизни мораль, как из басни. Фрейд был прав, когда говорил, что биография - это всегда в той или иной степени вымысел. Человек не только склонен приписывать своей истории эстетические качества, но и целенаправленно действует, чтобы в итоге иметь право назвать её произведением искусства. Один только художественный вкус может толкать на удивительные поступки!

Поэтому различие между fiction и биографией кажется мне условным. Нам не нужны двойники в эстетическом мире, потому что наш реальный мир сам является эстетическим. Жизнь - главная арена, на которой разворачивается искусство, а бумага - дело вторичное.

Reply

dwizhok November 12 2007, 03:45:37 UTC
Знаете, я о чем подумал... Ну, про вероятные миры и невероятные? Это как селекция и генная инженерия. Апельсин и лимон могли рости рядом и сплавиться в грейпфрут. Это могло быть. Это Аристотель. А галапагосская черепаха сколько ни лежи рядом с картошкой, ГМФ-картошки не получится - это невероятное, это литература, начиная с модернистов. Похоже? Или чушь?

А Толкиен и мамуля Роу мне кажутся выходцами из реализма оба. Причем из традиционной английской литературы. Толкьен - Вальтер Скотт, а Роу - Агата Кристи (Конан Дойл, Честертон). Один создает мир за счет антиквариата, а другая за счет линтриги, где все в конечном счете имеет отношение к сверхзадаче. Если бы Все предпосылки укахзывали на смерть Гермионы, а она умерла бы от несчастного случая под колесами трамвая, то это был бы постмодернизм. Или нет?

Reply


Leave a comment

Up