Понимание библейского дня как хронологической единицы нашего времени также имеет место в христианской традиции. Сторонники креационистского направления в православии ссылаются на то, что существует якобы единодушное согласие Отцов (Consensus Patrum) по поводу толкования первых строк Библии, и это согласие состоит в том, что они понимали этот текст буквально. На этом, в частности, настаивал покойный Даниил Сысоев.
Действительно, у некоторых Отцов Церкви мы найдем мысль о буквальном понимании дней творения. Например, у преп. Ефрема Сирина, свт. Василия Великого, св. Иоанна Дамаскина, свт. Иоанна Златоуста.
Св. Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: "и бысть вечер, и бысть утро, день един"». (Точное изложение православной веры. Глава VII. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах).
Преп. Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание…». (Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия, 1).
Но, во-первых, вопрос о порядке творения не относится Церковью к вопросам догматическим. Сотворение мира Богом из небытия никем не подвергалось сомнению. А как шло это творение - это вопрос, относящийся скорее к теологуменам, частным богословским мнениям. Как писал граф А. К. Толстой в «Послании к М. Н. Лонгинову о дарвинисме»: «Способ, как творил Создатель, что считал Он боле кстати - знать не может председатель Комитета по печати». Более того, само огромное количество толкований на Шестоднев среди отцов Церкви показывает, что этот вопрос весьма сложен и требует тщательного исследования.
Во-вторых, такое буквальное понимание дней творения имеет определенные особенности, а именно то, что состояние мироздания - флоры, фауны и самого человека - в эти дни было качественным иным. Дело в том, что в сотворенном Богом мире изначально отсутствовала смерть. Следовательно, даже если предположить, что эти дни совпадали с нашими 24-часовыми временными промежутками, то по сущности все же отличались от них, ибо весь материальный мир был лишен физического тления, гибели и деградации.
Так, св. Ефрем Сирин отмечает, что растения, «во время сотворения своего, были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов». Также и «животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды, стары - по виду членов и составов их, молоды - по времени своего сотворения».
И, наконец, святые отцы никогда не догматизировали своих воззрений на природу или своих толкований библейского рассказа о сотворении мира. В этих вопросах они проявляли чрезвычайную осторожность. Свт. Григорий Нисский и свт. Афанасий Александрийский отрицали буквальное понимание 1 гл. Книги Бытия, а свт. Иоанн Златоуст и богословы антиохийской школы настаивали на нем. Но тем не менее, несмотря на существенное расхождение их взглядов по этим вопросам, святые отцы никогда не осуждали за это друг друга и никому не препятствовали излагать их взгляды. Например, свт. Григорий Нисский пишет о своей попытке истолковать Шестоднев так: «Но прежде нежели приступлю к делу, пусть будет засвидетельствовано, что не предложим учений противных тому, что о миробытии любомудрствовал святый Василий, хотя бы слово наше, по какой-либо последовательности мыслей, пришло и к иному истолкованию. Напротив того Василиево да удерживает за собою верх, уступая первенство одному богодухновенному завету; а наше да предлагается читателям, как ученическое в каком либо училище упражнение, от которого никому никакого не произойдет вреда, если и найдется в сказанном нечто несогласное с общим мнением. Ибо слова сего не выдаем за догмат».
Не нужно забывать также, что Отцы Церкви в таких произведениях, как «Шестоднев» свт. Василия Великого или «Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина, пытались раскрыть содержание священных книг с точки зрения своего времени, защищая их от нападок современной им отрицательной критики.
Священник Александр Тимофеев пишет:
«На святых отцов Церкви, говоривших о творении в 24 часа, не очень корректно ссылаться. Во-первых, не все так считают. Достаточно почитать «Шестоднев» свт. Григория Нисского. Во-вторых, необходимо понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира (т.е. приписывания ему божественных свойств). В связи с этим, отцам Церкви очень важным было показать, что мир сотворен в определенное время, он не безначален, но имеет начало своего бытия от Бога, он не бесконечен, но создан в определенное время.
Креационисты протестантского толка противоречат Священному Писанию. Считая день творения первой главы книги Бытия длиной в 24 часа, они не замечают, что уже во второй главе «тем днем» названы все дни до появления человека. В синодальном переводе звучит не очень четко «в то время», хотя в еврейском тексте стоит именно в тот «йом», т.е. день. Противоречие возникает и в связи со святоотеческим представлением о времени человеческой истории. Сейчас-то какой день творения идет? Седьмой! Не правда ли затянулся по сравнению с предыдущими?!»
Продолжение следует…
Серия "Христианство. Правда и вымыслы"