В Шестодневе написано, что Господь сотворил небо и землю за шесть дней, и это является для атеистов одним из главных поводов для сарказма и шуток над «темными верующими». Вот только им почему-то не приходит в голову, что Библия - это не учебник по космологии, и сотворение мира в нем описано на особом метафорическом языке, который был понятен людям с образным мышлением, жившим в то время, когда писался Шестоднев, и непонятен нам, людям с рациональным сознанием, привыкшим воспринимать все буквально. Многие отцы Церкви указывали, что буквальное понимание Библии слишком обедняет ее глубокий смысл, и в ее строках видели указание на более глубокое, аллегорическое толкование.
Кроме того, нужно учитывать, что, рассказывая о сотворении мира, автор книги Бытия пользуется представлениями его времени, лишь вкладывая в них богословское и нравственное содержание, ведь Библия в первую очередь была обращена к современникам. И потому, когда мы читаем главы о сотворении мира и другие места Священного Писания, мы сталкиваемся с древними космологическими представлениями. И эти представления существенно и зачастую радикально менялись на протяжении всей истории человечества, и по мере развития науки и новых научных открытий постоянно меняются и в наш «просвещенный век», причем одни дополняются, а другие вообще опровергаются.
Те, кто критикуют библейский рассказ о творении за его «ненаучность» и «наивность», показывают собственную наивность, если не сказать хуже. Как писал известный французский богослов, патролог и историк древней Церкви, Жан Даниелу, «наивность, скорее, состоит в том, что высмеивают, во имя своего представления о Вселенной, тот образ мышления, который был свойствен людям три тысячелетия назад, не догадываясь, по-видимому, что нет ничего более изменяющегося, чем представления о космосе, и что если бы Книга Бытие мыслила бы нашими понятиями, она устарела бы, по меньшей мере, через полвека».
То же самое касается и толкований Отцов Церкви на Шестоднев. Известно, что святые отцы сильно отличались друг от друга в плане своего образования. И далеко не всех из них интересовали проблемы науки и философии, ведь христианство - это не научная теория и не философская система, это учение о спасении человека. Но те богословы, которые получили хорошее античное образование и проявляли интерес к наукам и философии, во многих своих работах (например, свт. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев», свт. Григорий Нисский в трудах «Об устроении человека», «О Шестодневе») буквально повторяли положения, прочитанные ими в античных научных и философских книгах. Отстаивая вероучение христианской Церкви, эти отцы Церкви высоко ценили достижения греческой и римской цивилизаций: математику, медицину, географию, философию. Они прекрасно понимали свою зависимость от греческих ученых и спокойно пользовались их трудами. У них и в мыслях не было создавать свою «христианскую» науку.
Поэтому отрицать религию на том основании, что космогонические представления авторов Книги Бытия и тех святых отцов, которые занимались ее толкованием, не совпадают с нашими - все равно что отрицать марксизм только из-за того, что гипотеза происхождения Земли Канта-Лапласа, которую высоко оценивал и на которую ссылался Энгельс, была отвергнута современной наукой.
Между прочим, в 1951 году папа римский Пий XII объявил, что теория Большого взрыва не противоречит католическим представлениям о создании мира. В православии также существует положительное отношение к этой теории. Многие консервативные протестантские течения одобряют теорию Большого взрыва как поддерживающую историческую интерпретацию учения о творении.
И еще раз напомню - Библия не учебник по астрономии и космологии. Она не содержит в себе догматов о природе и ее законах, что делает библейскую традицию чрезвычайно пластичной в решении вопросов науки. Это и позволит Галилею напомнить инквизиторам, что в Библии даже не перечислены по именам «семь светил» и что «Библия учит нас тому, как взойти на небо, а не тому, как устроено небо» (на самом деле эти слова принадлежат не Галилею, а кардиналу Баронию, который сказал их Галилею еще в 1598 г. (см. Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. М., 1999, с. 145)).
Ученые занимаются изучением происхождения Вселенной, истории возникновения нашей планеты, выстраивают гипотезы зарождения жизни и появления человека. Но, даже ответив на вопрос, как возникла Вселенная, они не смогут ответить, почему и для чего она возникла и зачем в ней появился человек. И вот как раз об этом говорит Библия. В первых главах Книги Бытия говорится о том, зачем вообще Бог сотворил мир и людей, к чему Он призывает человека и к чему человек пришел, оторвавшись от Бога.
О том же, как устроена Вселенная, как работают физические, химические и иные законы, человек должен познавать сам. Для того Господь и дал ему разум, чтобы он изучал и познавал мир. Но Библия говорит о том, до чего человек самостоятельно никогда не додумается - какова цель сотворения мира и человека.
Согласно христианскому учению, авторы Библии узнали о сотворении в результате божественного Откровения. В христианстве есть такое понятие - богодухновенность, или боговдохновенность, Священного Писания. Это значит, что его авторы вдохновлялись самим Богом, точнее, Духом Святым. Но это не означает, что Библия написана «под диктовку» Святого Духа. Бог уважает свободу человека и никогда не использует его как пассивный инструмент для реализации своих замыслов, подавляя его волю и разум. Богодухновенность - это следствие синергии, сотрудничества Бога с человеком, когда божественная благодать особым образом воздействует на человека, открывая ему вероучительные истины, необходимые для его спасения, а не просто для удовлетворения его любопытства. Еще раз подчеркиваю - вероучительные истины, а не научные знания по физике и астрономии.
Далее - нужно понимать, с чем Библия полемизирует. Почитанию идолов и многобожию язычества Писание противопоставляет утверждение о едином Боге. Например, известно, что язычники обожествляли светила, поклонялись им, верили, что звезды могут определять их судьбу. Из этого представления родилась астрология. Считалось, что звезды возникли раньше нашего мира, и они сами по себе божественны.
Библия полемизирует с этим учением. Библейский автор намеренно помещает сотворение светил в четвертый день Творения, после сотворения Земли, растений и т. д. и определяет их функцию: светить на Землю и указывать время «и дней, и годов» (Быт. 1, 14). Звезды не боги, это просто гигантские светильники.
Но подробно о каждом дне творения мы поговорим позже.
Итак, в Библии написано, что мир был сотворен за шесть дней. С одной стороны, Откровение допускает буквальное понимание библейского дня. С другой стороны, позволяет рассматривать его как период. Таким образом, дни творения - это периоды (временные промежутки), в которые Бог сотворил мир.
Забавно, что атеисты всячески смеются над семью днями творения, однако этих уважаемых товарищей не смущает, что, согласно теории Большого взрыва, процессы, происходившие в самом начале после этого самого взрыва, занимали считанные минуты, а то и секунды и даже миллиардные доли секунды, а именуются эпохами, или эрами. Например, планковская эпоха - самая ранняя эпоха в хронологии Вселенной - 10-43 секунды. Данный факт атеистов не смущает. Их смущают 7 дней в Библии.
Так вот, семь дней в Книге Бытия - это не семь календарных дней по 24 часа в сутки. Это года, тысячелетия, а может быть, миллионы лет - слово «день» в Библии часто означает определенный промежуток времени, выраженный в годах. Подобные примеры можно найти в самой Библии, где, например, в одном псалме сорокалетнее странствие евреев по пустыне называют «днем искушения в пустыне» (Пс. 94,8), в послании Апостола Петра: «У Господа один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3,8). Понимание библейского дня как иной хронологической единицы восходит к словам Псалтири: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89:5), а также к самому библейскому слову «йом» (день), которое в еврейском языке означает не только сутки, но и вообще некоторый ограниченный промежуток времени. В таком случае христианская традиция рассматривает шесть дней творения как шесть основных эпох или этапов становления мироздания.
Продолжение следует...
Серия "Христианство. Правда и вымыслы"