Многіе думаютъ, что знаютъ отвѣтъ на этотъ вопросъ, и ошибаются. Видя, что на колесахъ вагоновъ сдѣланъ внутренній ободокъ, предполагаютъ, что только этотъ ободокъ и удерживаетъ вагонъ на рельсахъ. А между тѣмъ, если бы это было такъ, то ни одинъ поѣздъ не дошелъ бы до мѣста своего назначенія. Главная причина заключается въ томъ, какъ сдѣланы ободки колеса. Вы видите это на двухъ картинкахъ внизу. На первой изображено неправильно сдѣланное колесо, а на второй дѣйствительно существующее. Если бы ободокъ колеса былъ прямъ и плотно прилегалъ бы къ рельсу на всей толщинѣ его, то онъ недостаточно удерживалъ бы поѣздъ на рельсахъ, особенно при поворотахъ пути. Только косой срѣзъ колеса дѣлаетъ то, что нужно. Всякое колесо съ косымъ срѣзомъ обода, собственно, состоитъ какъ бы изъ нѣсколькихъ склеенныхъ другъ съ другомъ тоненькихъ колесъ, при чемъ внѣшнее меньше, чѣмъ внутреннее. Поэтому, когда ось съѣдетъ въ правую сторону, то правое колесо покатится по правому рельсу своими большими внутренними окружностями, а лѣвое колесо по лѣвому рельсу меньшими. Поэтому правое колесо будетъ перегонять лѣвое, какъ и всякое большое колесо при томъ же числѣ оборотовъ перегоняетъ малое, и вагонъ естественнымъ путемъ будетъ поворачивать влѣво, и это будетъ продолжаться до тѣхъ поръ, покуда оба колеса не покатятся при окончаніи поворота одинаковыми окружностями и вагонъ не прійдетъ въ равновѣсіе.
Поѣздъ удерживается на рельсахъ истому, что колеса его устроены такъ, что лежатъ на рельсахъ косо, вслѣдствіе чего давятъ на нихъ съ внутренней стороны. Неправильно сдѣланное колесо. Правильно сдѣланное колесо. ***