Милліоны дѣтей задумываются надъ «таинственной» причиной движенія автомобиля. Но въ сущности - это старый вопросъ о томъ, какъ человѣкъ пользуется силами природы. Двигательной силой почти во всѣхъ автомобиляхъ являются маленькіе взрывы бензина. Получаемый отъ нихъ газъ проводится въ двигатель автомобиля, и такъ какъ этотъ газъ находится подъ давленіемъ, то атомы его стремятся удаляться другъ отъ друга во всѣ стороны, чѣмъ и производятъ давленіе на ту часть машины, которая соединена съ колесами. Чаще всего въ автомобиляхъ употребляется бензинъ, смѣшиваемый въ особыхъ цилиндрикахъ съ воздухомъ, который накачивается въ нихъ постепенно особымъ приспособленіемъ. Газы, образующіеся при горѣніи бензина, и даютъ двигательную силу автомобиля.
Что касается бензина, то онъ - жидкое вещество, которое приготовляется изъ каменнаго угля, Въ немъ заключается скопленная въ теченіе вѣковъ энергія солнечныхъ лучей, такъ что можно сказать - автомобиль приводится въ движеніе солнцемъ. Не тѣмъ солнцемъ, которое мы видѣли вчера или видимъ сегодня, но солнечными лучами давно прошедшихъ временъ. Въ паровыхъ же автомобиляхъ двигательную силу составляютъ водяные пары, тѣ самые, которые дѣйствуютъ и въ локомотивахъ желѣзныхъ дорогъ и въ паровомъ катерѣ. Какое-нибудь вещество, всего чаще керосинъ, служитъ топливомъ и приводитъ въ кипѣніе воду, а водяной газъ дѣйствуетъ на машину точь въ точь такъ, какъ дѣйствуютъ въ автомобиляхъ тѣ газы, которые получаются при горѣніи бензина. Въ этихъ послѣднихъ для воспламененія бензина примѣняется электричество: каждый разъ, когда вспыхиваетъ электрическая искра - немного бензина сгораетъ, при чемъ происходитъ маленькій взрывъ, и шумъ отъ автомобиля болѣе или менѣе зависитъ отъ этихъ взрывовъ, такъ какъ автомобиль двигается, благодаря громадному числу такихъ маленькихъ взрывовъ.
ЧТО ПРИВОДИТЪ ВЪ ДВИЖЕНІЕ АВТОМОБИЛЬ?
Бензинъ изъ жестяного ящика О, расположеннаго подъ сидѣньемъ, течетъ въ карбюраторъ О. Здѣсь распылитель (маленькая трубочка пульверизатора) разбиваетъ каплю бензина въ мельчайшія частицы и превращаетъ его въ газъ, который смѣшивается съ воздухомъ. Для того, чтобы маховое колесо пустить въ ходъ, приводится въ движеніе поршень Е, который опускается на дно цилиндра. Но когда поршень опускается, газъ открываетъ входной клапанъ, какъ это изображено на рис. 1, и устремляется внутрь цилиндра.
Если заглянуть внутрь автомобиля, то изумишься его сложности, а между тѣмъ его устройство очень просто. Представимъ себѣ, что автомобиль разрѣзанъ вдоль, такъ что мы можемъ видѣть его внутренность. Слѣдя за буквами, видимъ, что А означенъ входной клапанъ: онъ открытъ газомъ, который выходитъ въ цилиндръ; В - выходной клапанъ, онъ закрытъ и черезъ него отработавшій газъ будетъ потомъ выходить; С - запальникъ съ его электрическими проволоками; запальникъ даетъ искру, зажигающую газъ; Д -токъ воздуха и паровъ бензина, стремящихся къ входному клапану; Е - поршень, двигающійся вверхъ и внизъ въ цилиндрѣ; стрѣлка показываетъ на рисункѣ, что поршень идетъ внизъ.
ЧТО ПРОИСХОДИТЪ ВНУТРИ АВТОМОБИЛЯ?
Здѣсь вверху цилиндра виденъ металлическій запальникъ, соединенный съ электрическими проводниками, и когда поршень сдавливаетъ газъ въ верхней части цилиндра, запальникъ даетъ искру, а смѣсь газа и воздуха даетъ взрывъ, какъ это видно на рисункѣ. Сила взрыва гонитъ внизъ поршень, а поршень опускаетъ шатунъ г, который прикрѣпленъ къ нему однимъ концомъ, а другимъ соединенъ съ маховымъ колесомъ, которое онъ приводитъ въ движеніе - колесо вертится и опять поднимается поршень. Теперь поршень долженъ удалить отработавшій газъ. Подымаясь, онъ гонитъ уже негодный послѣ взрыва газъ сначала въ верхнюю часть цилиндра, а потомъ - вонъ изъ автомобиля черезъ выходной клапанъ В; послѣдній устроенъ такъ, что открывается какъ разъ въ нужное время. Отработавшій газъ проходитъ по трубкѣ въ «глушитель М», который ослабляетъ шумъ взрыва, и затѣмъ газъ выходитъ сзади автомобиля наружу.
Здѣсь поршень Е продолжаетъ работать. Снова онъ сжимаетъ газъ, вошедшій черезъ входной клапанъ, и снова искры вызываютъ взрывъ; и такихъ взрывовъ въ иномъ автомобилѣ бываемъ тысячу въ теченіе одной минуты. Шатунъ поршня, приводимаго въ движеніе взрывами, прикрѣпленъ къ маховому колесу Н, которые онъ приводитъ въ движеніе. А маховое колесо съ помощью цѣпи и зубчатаго колеса С вращаетъ другія колеса, и такъ автомобиль ѣдетъ.