Страны и народы. Детская энциклопедия т. 1. 1914. (Окончание)

Jun 03, 2022 11:16





        Cтраны и народы.
(Окончание)САМОЕ ДРЕВНЕЕ ИЗВАЯНІЕ ВЪ МІРѢ.
Сфинксъ въ Гизехѣ высѣченъ цѣликомъ изъ одной большой скалы; только переднія лапы придѣланы изъ отдѣльныхъ глыбъ. Когда именно былъ высѣченъ этотъ сфинксъ - въ точности не установлено; но предполагаютъ, что онъ является самымъ древнимъ изваяніемъ въ мірѣ, и единственнымъ изваяніемъ такихъ размѣровъ, сдѣланнымъ изъ одной цѣльной скалы. Длина сфинкса - 100 футовъ, высота - 19,80 метровъ, длина уха - 1,97 метра, носа - 1,79 метра, а ширина лица отъ щеки до щеки - 4,15 метра. Попробуйте-ка шагами отмѣрить по полу эти размѣры лица самой большой статуи въ мірѣ, чтобы представить себѣ грандіозную величину сфинкса. Изваяніе очень грубое и неотдѣланное, но, тѣмъ не менѣе, лицо сфинкса довольно выразительно и внушаетъ невольный страхъ своимъ необычайнымъ размѣромъ и своими рѣзкими очертаніями. Бедуины, кои въ настоящее время населяютъ пустыню этой части Египта, называютъ его «Отцомъ страха».

смѣшного человѣчка, зорко вглядывающагося во что-то своими прищуренными глазами; эти зоркіе глаза, вѣроятно, подмѣчали всѣ ошибки и промахи тѣхъ, за кѣмъ они наблюдали. Когда эту статуэтку выкопали изъ-подъ толстаго слоя песка и пыли, сбѣжавшійся народъ въ одинъ голосъ воскликнулъ: «Да вѣдь это нашъ шейхъ!» (старшина въ деревнѣ).

Какъ Авраамъ пришелъ въ Нильскую долину и очутился среди кипучей жизни шумныхъ городовъ.
        Въ Египтѣ нашли много гробницъ, сооруженныхъ около 2.400 лѣтъ до Рождества Христова. Въ одномъ склепѣ нашли стѣнные рисунки, изображающіе приходъ въ Египетъ племени, очень похожаго на тотъ народъ, кой привелъ въ Египетъ Авраамъ. Изъ Ветхаго завѣта мы знаемъ, что однажды іудеи, послѣ нѣсколькихъ лѣтъ неурожая гонимые голодомъ, ушли изъ своей страны въ Египетъ, пройдя чрезъ тотъ перешеекъ, гдѣ теперь находится Суэзскій каналъ. Странно, должно-быть, показалось усталому, престарѣлому патріарху, долгіе годы странствовавшему среди тишины пустынныхъ равнинъ, жившему въ наскоро разбитыхъ палаткахъ, очутиться среди кипучей жизни многолюдныхъ городовъ Египта, съ ихъ высокими зданіями, съ гигантскими памятниками и храмами, съ пышными дворцами фараоновъ. Авраамъ навѣрное вспомнилъ свои молодые годы и свою далекую родину, гдѣ тоже были большіе города и постройки.
        Легко себѣ представить, что Авраамъ разсказывалъ много о своемъ приходѣ въ Египетъ своему сыну Исааку, что Исаакъ, въ свою очередь, разсказывалъ объ этомъ своему сыну Іакову, а Іаковъ передавалъ о приходѣ іудеевъ въ Египетъ со словъ дѣда своимъ сыновьямъ и особенно своему любимому сыну Іосифу. Изъ Ветхаго завѣта мы знаемъ также и о томъ, какъ злые братья продали Іосифа въ рабство, какъ Іосифъ попалъ ко двору фараона, удачно толковалъ сны фараона и своимъ мудрымъ совѣтомъ спасъ египтянъ отъ голодной смерти.
        Предполагаютъ, что именно въ то время въ Египтѣ научились строить прекрасные амбары для запасовъ хлѣба на случай неурожая.
        Въ Лондонѣ въ Британскомъ музеѣ, въ отдѣлѣ египетскихъ древностей хранятся корзинки древнихъ египтянъ. Очень можетъ быть, что египетскіе булочники носили ихъ на головѣ. По изображеніямъ амбаровъ и житницъ на египетскихъ памятникахъ видно, какъ хранили въ Египтѣ зерно.

Цари - пастухи.
        Изъ Ветхаго завѣта мы знаемъ, что Іосифъ пользовался почетомъ и уваженіемъ при дворѣ фараона. Тогда его родичей еще не преслѣдовали въ Египтѣ. Но объ этомъ времени намъ очень мало извѣстно. Ученымъ удалось только установить, что въ Египетъ часто вторгались дикіе кочевники, пастушескіе народы изъ Сиріи и сѣверной Аравіи. Между ними были и родственныя іудеямъ племена, они нѣсколько разъ овладѣвали властью въ Египтѣ. Многіе думаютъ, что фараонъ, призвавшій Іосифа къ своему двору, принадлежалъ къ родственному іудеямъ племени.
        Вскорѣ страна фараоновъ распалась на два отдѣльныхъ царства: Верхній (т.-е. южный) Египетъ у верховьевъ Нила со столицею Ѳивы сохранилъ независимость отъ дикихъ иноплеменниковъ. Нижній же (т.-е. сѣверный) Египетъ съ древней столицею Мемфисомъ сталъ добычею дикаго, пастушескаго племени; греки называли это племя - гиксосы, что означало пастухи. Гиксосы или цари-пастухи, какъ называли ихъ, не только не оставили по себѣ памятниковъ, но разрушили и существовавшіе до ихъ нашествія.
(От блога. Почему южный Египет, вдруг "верхний", а северный - "нижний"? Дело в том, что раньше карты делались с ЮГОМ наверху, а СЕВЕРОМ внизу).

Новое царство.
        Но и владычеству царей-пастуховъ наступилъ конецъ. Фараонъ «царственныхъ» Ѳивъ собралъ сильное ополченіе и прогналъ гиксосовъ обратно въ сирійскія степи. И тогда же ѳиванскіе фараоны стали жестоко притѣснять поселившихся раньше въ Египтѣ іудеевъ. Они отняли у іудеевъ ихъ дома; надсмотрщики фараона толпами гнали ихъ на работу, заставляя ихъ подъ градомъ побоевъ выдѣлывать кирпичъ для новыхъ построекъ.
        Избавившись отъ владычества гиксосовъ, фараоны снова стали строить великолѣпныя зданія, храмы и памятники. Однимъ изъ наи-

ЛЮДИ, ЖИВШІЕ ВЪ ДРЕВНЕМЪ ЕГИПТѢ.
Вслѣдствіе многочисленныхъ набѣговъ и нашествій чужеземцевъ, населеніе древняго Египта состояло изъ разныхъ племенъ и народностей, какъ это видно изъ различныхъ типовъ на древнихъ изображеніяхъ, высѣченныхъ на камнѣ. Встрѣчаются лица съ орлиными и съ плоскими носами, съ курчавыми и невьющимися волосами.

Египтяне, какъ и европейцы, пользовались стульями, въ отличіе отъ другихъ народовъ Востока. Ихъ стулья очень похожи на наши. Стулу со спинкой 3.500 лѣтъ. Съ правой стороны рисунка складной стулъ, тоже совершенно такой же, какіе бываютъ и у насъ. Третій стулъ сдѣланъ изъ чернаго дерева съ инкрустаціями изъ слоновой кости.

болѣе извѣстныхъ строителей былъ фараонъ Тутмосъ третий, кой велѣлъ высѣчь высокій обелискъ 1) изъ одного дѣльнаго камня. Обелискъ этотъ называютъ «Иглою Клеопатры», хотя эта египетская царица жила нѣсколькими столѣтіями позднѣе. На обелискѣ высѣчены рисунки и значки, сообщающіе о подвигахъ фараона Тутмоса. Онъ считается однимъ изъ первыхъ великихъ завоевателей, онъ покорилъ сосѣднихъ эѳіоповъ и велъ удачныя войны въ Сиріи и въ плодородной равнинѣ между Евфратомъ и Тигромъ.
        Судя по отдѣльным надписямъ, предполагаютъ, что въ дѣтскіе годы Тутмоса вмѣсто него правила его тетка, очень властолюбивая, но мудрая царица по имени Хатшепсутъ. Она снаряжала экспедиціи для открытія новыхъ еще не обслѣдованныхъ странъ и сообщила о нихъ потомству въ многочисленныхъ надписяхъ. Эта выдающаяся женщина такъ стремилась походить на мужчину, что на всѣхъ портретахъ велѣла изображать себя съ длинной бородой.
        Особенно прославились роскошными постройками и военными подвигами фараоны девятнадцатой династіи. Изъ этой династіи извѣстенъ грозный и могущественный фараонъ Рамзесъ Два или Великій. О немъ, между прочимъ, сложилось слѣдующее преданіе.
1) Обелисками называли каменныя колонны, высѣченныя изъ цѣльнаго куска гранита, воздвигнутыя на кубическомъ основаніи, обтесанныя съ 4-хъ сторонъ, болѣе широкія въ основаніи и суживающіяся къ вершинѣ, коя заканчивается плоско вытесанной пирамидкой. Греки называли эти колонны «кольями» (obelos), а римляне передѣлали это названіе, придавъ ему уменьшительное значеніе, въ «obeliscus».

Сказаніе о Четырехъ побѣжденныхъ царяхъ.
        Рамзесъ Великій покорилъ много сосѣднихъ племенъ и народовъ. Но не всѣхъ побѣжденныхъ царей онъ лишалъ владѣній и сана. Съ четырехъ изъ побѣжденныхъ царей онъ бралъ лишь ежегодную дань, требуя, чтобы они разъ въ годъ являлись къ нему на поклонъ въ столицу Египта.
        Рамзесъ ласково обращался съ ними. При дворѣ имъ оказывали подобающія почести. Но когда фараонъ ѣздилъ въ храмъ на утреннюю молитву, четырехъ побѣжденныхъ царей впрягали въ его колесницу. Тогда народъ говорилъ: цари были могущественны, но еще могущественнѣе фараонъ. Цари - грозные властелины, но они рабы фараона. Фараонъ - повелитель повелителей, фараонъ - царь царей!
        Однажды фараонъ вышелъ изъ храма послѣ утренней молитвы и взошелъ на свою колесницу. Три побѣжденныхъ царя тотчасъ же взялись за оглобли; но четвертый царь, печально задумавшись, безучастно стоялъ въ сторонѣ съ опущенной головой и не замѣчалъ, что происходило вокругъ него. Нѣсколько разъ его окликали, пока онъ очнулся изъ забытья и покорно взялся за оглоблю.
        Вернувшись во дворецъ, Рамзесъ велѣлъ позвать опечаленнаго царя и спросилъ его: «Другъ мой, какими тяжелыми мыслями ты былъ настолько поглощенъ, что не замѣтилъ, какъ я взошелъ на колесницу? Какія думы терзали твое сердце?»

Побѣжденные цари, запряженные въ колесницу Рамзеса Великаго.

Царь отвѣчалъ: «Пусть солнце и луна, пусть всѣ боги неба и земли оградятъ фараона отъ подобныхъ думъ. Я глядѣлъ на колесо твоей колесницы и думалъ: та часть колеса теперь наверху, коя только что была внизу; а внизу, въ пыли, та часть колеса, коя только что блистала наверху въ лучахъ солнца. И я сравнилъ свою судьбу съ этимъ колесомъ: и я былъ на высотѣ гордымъ властелиномъ, презиралъ бѣдныхъ и слабыхъ сосѣдей, и не предвидѣлъ паденія. Но явился ты въ нашу страну, сынъ солнца, какъ вола впрягъ ты меня въ свою колесницу, и я въ пыли предъ тобою. Колесо судьбы безжалостно».
        Рамзесъ задумался. Потомъ онъ протянулъ руку побѣжденному царю и сказалъ: «Я не стану больше впрягать тебя въ колесницу. Я на высотѣ и со мною весь мой народъ. Но кому извѣстно, когда и какъ повернется колесо судьбы? Ступай же съ миромъ, бѣдный другъ, пораженный богами».
        И на слѣдующее утро въ колесницу фараона впрягли коней.

Грозный фараонъ.
        Строгое лицо фараона Рамзеса изображено на каменныхъ стѣнахъ его великолѣпныхъ памятниковъ; но еще интереснѣе фотографія, снятая съ его муміи, коя въ настоящее время хранится въ каирскомъ музеѣ. Тамъ мы можемъ видѣть лицо человѣка, что три тысячи лѣтъ тому назадъ съ такимъ страхомъ глядѣли подданные и рабы, и среди нихъ, быть-можеть, и маленькій Моисей, о чудесномъ спасеніи коего при содѣйствіи дочери фараона говорится въ Ветхомъ завѣтѣ.

Рамзесъ 2.

Въ томъ же музеѣ въ Каирѣ хранятся игрушки, которыми тричетыре тысячи лѣтъ назадъ играли въ Египтѣ маленькія дѣти.

Игрушки, которыми четыре тысячи дѣтъ назадъ играли въ Египтѣ маленькія дѣти.
        Быть-можетъ, и самъ Моисей держалъ въ рукахъ одну изъ этихъ игрушекъ. Есть тамъ трубы и арфы, музыкой этой будущій вождь еврейскаго народа, можетъ-быть, наслаждался, есть лодочки, их онъ могъ пускать въ тихихъ заводяхъ Нила.
        Рисунки на стѣнахъ мавзолеевъ-гробницъ показываютъ намъ, какъ жили и развлекались древніе египтяне. Есть рисунокъ, изображающій ловлю птицъ: отецъ стоитъ въ лодкѣ, сынокъ держитъ его за ногу, мать срываетъ лотосы; рядомъ кошка, поймавшая трехъ птичекъ.

Игрушечныя куклы, сдѣланныя въ Египтѣ 4.000 лѣтъ назадъ.

Въ Египтѣ дѣтей учили писать заостренными палочками, их макали въ черную или красную краску. Дѣтямъ, должно-быть, было очень интересно раскрашивать этими чернилами листы папируса.
        Найденные свертки папируса хранятъ въ себѣ много мудрости древнихъ египтянъ. Такъ, напримѣръ, десять заповѣдей, ихъ Моисей далъ своему народу послѣ того, какъ онъ вывелъ его изъ Египта, всѣ уже намѣчены въ 42 заповѣдяхъ египетской «Книги. Мертвыхъ».
        Поклоненіе золотому тельцу, такъ возмутившее Моисея, было, очевидно, навѣяно іудеямъ богослуженіемъ древнихъ египтянъ. Слѣды этого богослуженія сохранились на многихъ рисункахъ; о немъ говорятъ также и сохранившіяся муміи нѣмногих животныхъ, считавшие египтянами священными.

Игрушечная лодочка, сдѣланная въ Египтѣ 4.000 лѣтъ назадъ.

Эта картина написана въ Египтѣ нѣсколько тысячъ лѣтъ тому назадъ. Взрослый египтянинъ ловитъ птицъ, стоя въ лодкѣ; сынокъ держится за ногу отца, чтобы не выпасть изъ лодки; мать срываетъ лотосъ; рядомъ - кошка, поймавшая трехъ птицъ.

Упадокъ древняго Египта.
        Въ теченіе тысячелѣтія, послѣдовавшаго за блестящей династіей Рамзесовъ, прошлое Египта представляетъ картину постепеннаго разрушенія и упадка. Усобицы и смуты терзали страну. Власть захватили жрецы, кои становились все болѣе могущественными и стали назначать фараоновъ изъ своей среды. Муміи и гробницы этого времени принадлежатъ большею частью жрецамъ, жрицамъ, привратникамъ храмовъ и другимъ лицамъ духовнаго званія. За фараонами-жрецами послѣдовала династія царей-чужеземцевъ, и страна разпалась на нѣсколько маленькихъ слабыхъ царствъ. Этимъ воспользовались цари Ассиріи, плодородной страны, лежавшей между Евфратомъ и Тигромъ. Цари Ассиріи отнимали у фараоновъ сперва пограничныя владѣнія, а потомъ стали совершать опустошительные набѣги на самый Египетъ. Въ своихъ старинныхъ записяхъ ассирійскіе цари съ гордостью описываютъ свои побѣды надъ египтянами. Одно время Египетъ былъ снова объединенъ подъ властью двадцать шестой династіи, но независимость Египта длилась недолго. Вскорѣ ассирійцы, а за ними и египтяне были покорены новымъ сильнымъ народомъ, образовавшимъ могущественное царство въ Малой Азіи. Это были персы. Покоренные египтяне не разъ пытались вернуть себѣ независимость путемъ возстаній, но тщетно.

Первый знаменитый путешественникъ по древнему Египту.
        Между следующим и третьимъ возстаніемъ египтянъ противъ владычества персовъ, въ пятомъ столѣтіи до Рождества Христова Египетъ посѣтилъ путешественникъ-ученый, кой усердно записывалъ все, что онъ узналъ объ Египтѣ. Это былъ грекъ Геродотъ, коего называютъ отцомъ хронографии.
        Геродотъ первый описалъ страну пирамидъ, египетскіе храмы: замѣчательную картину разлива Нила, борьбу египтянъ съ персами.
        Персы, въ свою очередь, были покорены великимъ завоевателемъ- Александромъ Македонскимъ; послѣдній завладѣлъ не только Персіей, но и Египтомъ, и всѣмъ Востокомъ

Замѣчательный портъ, носившій имя великаго завоевателя.
        Въ Египтѣ Александръ Великій пробылъ недолго, но оставилъ по себѣ прочную память: онъ положилъ основаніе городу, кой въ его честь назвали Александріей.

ЗАМѢЧАТЕЛЬНАЯ БИБЛІОТЕКА.
Въ Александріи была первая замѣчательная библіотека въ древности. Книги имѣли видъ длинныхъ свертковъ. Ученые со всего міра съѣзжались въ Александрію, чтобы познакомиться съ книгами, хранившимися въ этой библіотекѣ.

Впослѣдствіи Александрія стала однимъ изъ самыхъ значительныхъ купеческихъ портовъ Средиземнаго моря; этимъ она обязана грекамъ.
        До 5 столѣтія до Рождества Христова въ Египетъ не могли проникнуть иностранцы, и только къ этому времени греки начали селиться у устьевъ Нила и оказывать вліяніе на жизнь египтянъ. Греки познакомили египтянъ съ новыми пріемами купечества, со своимъ искусствомъ, съ наукой. У устьевъ Нила образовалось много городовъ съ греческимъ населеніемъ; при раскопкахъ тамъ находятъ остатки греческихъ издѣлій.

ПЕРВЫЙ МАЯКЪ
Однимъ изъ величайшихъ чудесъ древняго міра считался огромный маякъ, построенный въ гавани Александріи. Въ тѣ времена люди еще не умѣли пользоваться ни газовымъ ни электрическимъ свѣтомъ. Чтобы освѣтить входъ въ гавань, на верхушкѣ маяка разводили костеръ; онъ свѣтилъ далеко въ морѣ своимъ яркимъ, хотя и неровнымъ пламенемъ, при этомъ отъ костра поднимался густой дымъ.

Послѣ смерти Александра Македонскаго его огромное царство быстро разпалось. Египетъ достался одному изъ его полководцевъ и сподвижниковъ -Птоломею.
        Династія Птоломеевъ заботилась о процвѣтаніи города Александріи. Птоломеи построили въ Александріи между, прочимъ, замѣчательную библіотеку; въ ней хранились труды древнихъ ученыхъ; греческіе мудрецы, а затѣмъ и ученые со всего міра стали съѣзжаться въ Александрію, чтобы изучать рукописи этой замѣчательной библіотеки. Впослѣдствіи она была сожжена новыми завоевателями.
        Одинъ царь изъ династіи Птоломеевъ построилъ въ Александріи замѣчательный маякъ, кой считали однимъ изъ величайшихъ чудесъ древняго міра Онъ былъ построенъ на островѣ, между двумя гаванями; на верхушкѣ маяка разводили большой костеръ, яркій свѣтъ коего много лѣтъ освѣщалъ кораблямъ путь въ обѣ александрійскія гавани. Теперь отъ этого маяка не осталось и слѣда. Тотъ же царь велѣлъ перевести Ветхій завѣтъ на греческій языкъ, на нёмъ вскорѣ стали писать ученые всего міра и кой тогда считался международнымъ языкомъ; до этого Ветхій завѣтъ могли читать лишь тѣ, кои знали древне-иудейскій языкъ. Этотъ мудрый царь побудилъ также египетскаго жреца Манеѳона написать на греческомъ языкѣ прошлое Египта, описать религію египтянъ и ихъ нравы. Позднѣйшіе писатели многое почерпнули у Манеѳона. Такимъ образомъ до насъ дошли многія свѣдѣнія о древнемъ Египтѣ, хотя рукопись Манеѳона и погибла.
        Памятникъ въ Розеттѣ, надписи коего послужили ключомъ къ разгадкѣ тайнъ іероглифовъ, былъ построенъ во время царствованія Птоломея пятаго. Для насъ теперь должно быть ясно, какимъ образомъ греческая запись очутилась рядомъ съ египетской; оба языка тогда были одинаково въ употребленіи въ Египтѣ. Но въ то время, какъ Египетъ все болѣе и болѣе подчинялся вліянію образованныхъ грековъ, съ Запада на Востокъ надвигался новый могущественный народъ - римляне. Около полутора столѣтія до Рождества Христова римляне покорили грековъ; около ста лѣтъ спустя они завладѣли Египтомъ.

Наклонная галлерея Большой Пирамиды, ведущая въ склепъ, гдѣ хранилась мумія фараона.

Послѣдняя египетская царица.
        Необычайной красотой и умомъ своимъ славилась послѣдняя египетская царица - гордая Клеопатра. Подъ вліяніемъ ея чаръ два знаменитыхъ римскихъ полководца Юлій Цезарь и Маркъ Антоній не рѣшались обратить Египетъ въ римскую провинцію и щадили независимость жителей страны пирамидъ Третій римскій полководецъ, воевавшій въ Египтѣ, Октавіанъ, не послѣдовалъ примѣру Цезаря и Антонія; онъ разбилъ египтянъ и взялъ въ плѣнъ Клеопатру. Не желая слѣдовать въ цѣпяхъ за колесницей побѣдителя, гордая царица рѣшила покончить съ собой. По ея просьбѣ преданная служанка принесла ей въ корзинкѣ съ цвѣтами двухъ ядовитыхъ змѣй. Клеопатра приложила ихъ къ своей груди и умерла отъ ихъ укуса.

(От блога. Серьёзно? Те, кто подделывают прошлое действуют тупо: меняют смысл события так, как им нужно, чтобы скрыть что либо. Т.е. ФАБУЛА - последовательность событий осталась, а смысл они поменяли. Они настолько подлы и хитры, но, и настолько глупы. Ведь по этой последовательности можно возстановить то, что было на самом деле. Здесь, получается, что Клеопатра не сама себя убила, якобы, укусами змей, а её, таким образом убрали, как свидетеля. У неё была, видимо, хорошая охрана).

Этому рисунку свыше 3.600 лѣтъ; чернаго быка Аписа египтяне считали священнымъ животнымъ. Они строили ему храмы, приносили ему жертвы и бальзамировали его трупъ.

Октавіанъ праздновалъ торжественный въѣздъ въ Римъ, но египетская царица не слѣдовала за его побѣдной колесницей! Это было за 30 лѣтъ до Рождества Христова.
        Сколько радостей и страданій египетскаго народа ушло въ вѣчность съ того времени, какъ первый фараонъ Менесъ объединилъ страну въ единое царство!
        Навѣрное, египтянамъ не разъ пришлось вспомнить печальныя слова чужеземнаго царя, побѣжденнаго фараономъ Рамзесомъ и впряженнаго въ его колесницу. Египтяне, нѣкогда торжествующіе побѣдители, обратились въ народъ побѣжденныхъ. И народы, покорявшіе Египетъ, въ свою очередь, одинъ за другимъ испытали горькую участь побѣжденнаго народа.

КЛЕОПАТРА ВЪ ДНИ СВОЕГО ВЕЛИЧІЯ
Военноплѣнные предъ колесницей Клеопатры.

***

Страны и народы. Детская энциклопедия т. 1. 1914. (Окончание)

ДОК: Детская энциклопедия т. 1. 1914. Страны и народы
therearehangingon
https://disk.yandex.ru/i/7lFqUNy4hYwNCg
balamutchumag001@mail.ru
https://cloud.mail.ru/public/PZyM/1mPnPTQLv
НЭДБ: Детская энциклопедия т. 1. 1914. Стр. 97-123 (121-151)
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40046#page/121/mode/2up
https://youtu.be/2qAwxN3E3ug

[Spoiler (click to open)]#нэдб #детская #энциклопедия #страны #народы #египет #клеопатра #пирамиды #пирамида #рамзес #баламутчума
НЭДБ,детская,энциклопедия,страны,народы,Египет,Клеопатра,пирамиды,пирамида,Рамзес баламутчума

#баламутчумаэнциклопедия, #баламутчуманэдб, животные, #пирамиды, #баламутчумадетская, #народы, баламутчума, #детская, детская, НЭДБ, псы, #египет, #псы, #дружащие, #баламутчума, дружащие, энциклопедия, #клеопатра, #рамзес, #животные, #страны, #энциклопедия, #пирамида, #нэдб

Previous post Next post
Up