ДАЛЬ ВРЕМЁНЪ. На этомъ рисункѣ художникъ изобразилъ прошлое человѣчества отъ сѣдой старины, памятниками от них остались развалины процвѣтавшихъ когда-то городовъ съ ихъ храмами и дворцами, до нашихъ временъ. Передъ нами безконечная равнина, посреди корой возвышается крестъ Христа. На пространствѣ позади креста изображены памятники временъ до Рождества Христова; передъ крестомъ - плоды труда человчѣескаго послѣ Рождества Христова.
Страна пирамидъ. Можно ли узнать, какъ жили люди въ самыя отдаленныя времена, когда не помнятъ ни отцы ни дѣды наши? Можемъ ли мы себѣ представить, какъ возникали могущественныя государства, какъ они жили, процвѣтали и гибли тысячелѣтія тому назадъ? Отъ этихъ отдаленныхъ временъ остались памятники, по нимъ мы можемъ знать, какъ жили тогда люди. Такъ, напримѣръ, задолго до нашего времени жилъ народъ, кой самъ позаботился о томъ, чтобы память о немъ сохранилась. Это были египтяне, народъ искусныхъ и мудрыхъ строителей. Они построили незыблемыя пирамиды, - гигантскія каменныя горы, что вѣками глядятъ на человѣчество и напоминаютъ ему о славѣ и величіи древняго Египта. Болѣе шести тысячъ лѣтъ стоятъ среди песковъ знойной Нильской долины эти вѣковые памятники, свидѣтели далекаго прошлаго. Вѣтры и непогоды не разрушили пирамидъ, ихъ не могли стереть съ лица земли и набѣги хищныхъ завоевателей. Пирамиды такъ построены, что не боятся ни людей ни времени.
Страна лотоса и каменныхъ гигантовъ. Замѣчательный народъ, оставившій по себѣ память всему міру въ образѣ вѣковыхъ каменныхъ громадъ, жилъ въ знойной долинѣ сѣверной Африки, вдоль береговъ рѣки Нила. Окинемъ взоромъ Нильскую долину съ высоты одной изъ трехъ пирамидъ, находящихся вблизи многолюднаго города Каира, столицы современнаго Египта. Теперь городъ Каиръ во многомъ похожъ на европейскій городъ. Это не удивительно. Въ Египтѣ нашего времени хозяева - англичане.
Теперь Суэзскій перешеекъ перерѣзанъ каналомъ, кой соединяетъ Средиземное море съ Чермнымъ или Краснымъ моремъ. Этотъ каналъ - твореніе рукъ человѣческихъ ближайшаго времени. Каналъ этотъ - чудо строительнаго искусства. Но вниманіе путешественниковъ еще болѣе привлекаютъ пирамиды. Съ высоты этихъ каменныхъ громадъ мы можемъ охватить взглядомъ большую часть Нильской равнины. Взобраться на пирамиду, - дѣло совсѣмъ не легкое. Ступеньками служатъ каменныя глыбы въ нѣсколько футовъ вышиной. Обыкновенно рослые, сильные бедуины въ развѣвающихся бѣлыхъ одеждахъ, объясняющіеся на ломаномъ англійскомъ или французскомъ языкѣ, помогаютъ путешественникамъ взбираться съ одной каменной глыбы на другую. Но вотъ, наконецъ, и самая верхушка пирамиды. Она теперь настолько вывѣтрилась, что на ней можетъ помѣститься нѣсколько человѣкъ. Внизу медленно и величаво течетъ Нилъ. Ежегодно эта полноводная рѣка выступаетъ изъ своихъ береговъ, заливаетъ берега на далекое пространство, орошая и питая поля водой и иломъ. Когда же Нилъ не выступаетъ изъ береговъ въ теченіе года, то въ Египтѣ наступаетъ засуха и неурожай. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ заводи Нила зарастаютъ тростникомъ, папирусомъ и прекрасными бѣлыми лотосами. Много-много вѣковъ кроваво-красное солнце изо дня въ день вставало въ нѣжно-розовомъ туманѣ зари изъ-за желтыхъ песковъ восточной пустыни, высоко поднималось надъ плодородной, многолюдной Нильской долиной, освѣщало, согрѣвало и оживляло ее, и снова заходило въ золотистомъ сіяніи за молчаливыми голыми холмами западной пустыни. Неудивительно, что солнце, дарующее свѣтъ и жизнь, всегда занимало главное мѣсто среди боговъ древнихъ египтянъ. Они называли его богомъ Ра или Амономъ. Также и Нилъ, отъ разлитія зависѣли урожаи и неурожаи страны, представлялся египтянамъ въ образѣ бога, бога Озириса. Плодородную Нильскую долину, дарившую египтянамъ хлѣбныя растенія, необыкновенной величины овощи и виноградъ, они олицетворяли въ образѣ богини Изиды, а разрушительныя силы природы, - палящій зной и бездождіе сосѣдней пустыни, представлялись имъ въ образѣ злого и враждебнаго бога Тифона. И полуночное небо съ яркими звѣздами египтяне населяли богами. Божественной представлялась имъ тихая ночь, сіявшая тысячей небесныхъ огней, осѣнявшая міръ своимъ таинственнымъ покровомъ и дарившая отдыхъ и покой уставшимъ за день труженикамъ.
ЕГИПЕТСКІЯ ПИРАМИДЫ Самая большая изъ этихъ трехъ пирамидъ, её такъ и зовутъ «Большая Пирамида», построена фараономъ Хуфу около 6-ти тысячъ лѣтъ, назадъ. Она служила ему гробницей. Эта пирамида считается одной изъ самыхъ большихъ построекъ въ мірѣ. Она достигаетъ 480 футовъ высоты, а площадь ея основанія равна приблизительно 580 тысячамъ квадратныхъ футовъ.
А усталыхъ тружениковъ было въ Египтѣ безчисленное множество, и много тысячъ поколѣній одни обрабатывали поля, другіе рыли каналы, возводили шлюзы и плотины, чтобы во время разлива рѣки задержать воду въ особыхъ бассейнахъ, третьи - зодчіе и каменщики - искусно строили роскошные храмы и вѣковыя пирамиды, гробницы египетскихъ царей - фараоновъ.
Какого рода дѣятельность больше всего чтили египтяне? ТѢ труженики, кои отводили русло Нила и увѣковѣчили память египтянъ незыблемыми пирамидами, были въ населеніи Египта простыми трудягами; и надъ ними господствовали воины и жрецы, кои занимали высшія должности въ государствѣ, имъ оказывали всевозможныя почести, они владѣли лучшими землями. Остальное населеніе - земледѣльцы, ремесленники, купцы, пастухи, лодочники и др. не пользовались ни почетомъ ни уваженіемъ, и несли на себѣ всю тяжесть труда, создававшихъ благоденствіе и могущество фараоновъ.
Отчего такъ долго сохранились египетскія пирамиды? Памятники египетскихъ фараоновъ, выстроенные болѣе шести тысячъ лѣтъ тому назадъ, потому такъ прекрасно сохранились, что въ Египтѣ очень сухой климатъ; тамъ почти не бываетъ дождей и влажныхъ испареній, какъ въ другихъ странахъ. Сильные дожди бываютъ тамъ только въ теченіе нѣсколькихъ недѣль въ опредѣленное время года, и потому камень не такъ легко разрушается.
Какъ сотни тысячъ рабовъ строили гробницу фараона, похожую на высокую каменную гору. Шесть тысячъ лѣтъ тому назадъ въ сухомъ, жаркомъ климатѣ, на горячемъ пескѣ сотни тысячъ рабовъ трудились надъ постройкой пирамидъ. Пирамиды строились изъ хорошо обтесанныхъ гранитныхъ глыбъ, плотно пригнанныхъ одна къ другой. Внутри пирамидъ устраивали нѣсколько узкихъ проходовъ, ведущихъ къ гробницамъ фараоновъ. Двери, ведущія внутрь пирамиды, были потайныя, для того, чтобы не каждый могъ туда проникнуть. Гранитныя глыбы, изъ которыхъ сдѣланы пирамиды, привозились издалека, за много верстъ, съ отроговъ Ливійскихъ горъ. При
КАКЪ ЕГИПТЯНЕ СТРОИЛИ ПИРАМИДЫ. Трудно себѣ представить, какъ въ столь отдаленныя времена могли возводить такія огромныя постройки, какъ пирамиды. Предполагаютъ, что ихъ строили такъ, какъ это здѣсь изображено художникомъ. Послѣ того, какъ были укрѣплены въ землѣ первые ряды каменныхъ глыбъ, возводили отлогую насыпь, коя спускалась съ вершины постройки къ ея основанію. По этой насыпи тащили наверхъ слѣдующій рѣдъ гранитныхъ глыбъ, и когда послѣднія были установлены надлежащимъ образомъ, насыпь увеличивали, доводя ее снова до вершины. Отлогая насыпь становилась все выше но мѣрѣ того, какъ вырастала сама пирамида. Подъ конецъ получалась удобная дорога, по ней и взбирались наверхъ тысячи рабовъ, таща за собой тяжелыя гранитныя глыбы; каждую глыбу подталкивали также сзади, подпирая ее рычагами. Къ концу постройки наклонная плоскость насыпи должна была достигнуть длины въ нѣсколько верстъ. Когда же постройка пирамиды заканчивалась, отлогую насыпь убирали, что тоже стоило немало труда. Предполагаютъ, что надъ «Большой Пирамидой» работало болѣе 100.000 человѣкъ въ теченіе 30-ти лѣтъ. Но вся эта догадка о насыпи, можетъ-быть, и не вѣрна, и египтяне могли обладать и другими пріемами и орудіями для возведенія своихъ вѣковѣчныхъ памятниковъ.
помощи большихъ, тяжелыхъ орудій эти глыбы передвигали и тащили по горячему песку къ мѣсту постройки. Какъ трудно было поднимать эти гранитныя глыбы, и какой ловкости, какого умѣнья требовала установка ихъ! Надо думать, что многія тысячи рабочихъ заняты были этой тяжелымъ трудом. Ради чего затрачивали египтяне столько труда и усилій? Насколько намъ извѣстно, пирамиды строились въ честь фараоновъ, для нихъ онѣ служили гробницами. Религія египтянъ повелѣвала предохранять трупы отъ разложенія и сохранять тѣло умершаго въ неприкосновенности. Египтяне научились бальзамировать трупы. Они вымачивали тѣло покойнаго въ различнаго рода растворахъ, предохранявшихъ его отъ разложенія, бережливо пеленали и клали въ разукрашенный письменами и рисунками гробъ. Этотъ гробъ съ муміей они помѣщали въ каменные склепы, вытесанные въ глубокихъ ущельяхъ скалъ или же внутри пирамидъ. Египтяне надѣялись, что такимъ образомъ никто никогда не сможетъ нарушить вѣчный покой фараоновъ.
Египетскія муміи. Въ теченіе послѣднихъ трехъ тысячъ лѣтъ въ усыпальницы фараоновъ, скрытыя внутри пирамидъ, неоднократно врывались хищные грабители. Искали ли они самыя муміи? Конечно, нѣтъ! Ихъ привлекала драгоцѣнная утварь, что египтяне клали въ гробъ фараоновъ. Египтяне думали, что фараону въ загробной жизни будутъ нужны украшенія и драгоцѣнности, что онъ носилъ на землѣ; поэтому они клали въ гробъ богатыя одежды, разную утварь, золото, драгоцѣнности и даже пищу. Въ настоящее время много мумій фараоновъ хранится въ музеяхъ Европы, и у насъ: въ Петербургскомъ Эрмитажѣ и въ Московскомъ музеѣ Искусствъ императора Александра третьего. Во многихъ музеяхъ нашего времени собраны и хранятся украшенія древне-египетскихъ фараоновъ, различныя драгоцѣнности, утварь, а также и игрушки, ими около 4000 лѣтъ назадъ играли дѣти въ Египтѣ. Есть тамъ куклы, у нихъ на головѣ вмѣсто волосъ глиняные локоны, есть и различныя фигурки, изображающія боговъ, покрытыя надписями. Все это найдено въ гробницахъ вмѣстѣ съ муміями.
КРАСА ДРЕВНЯГО ЕГИПТА. Храмъ бога Солнца въ Карнакѣ.
Великолѣпные храмы и загадочныя письмена древнихъ египтянъ. Своимъ многочисленнымъ богамъ египтяне сооружали великолѣпные храмы. Цѣлый рядъ храмовъ былъ выстроенъ на берегу Нила въ томъ мѣстѣ, гдѣ нѣкогда находился древній городъ Ѳивы Подъ яркимъ южнымъ солнцемъ возвышались величественныя зданія съ высокими сводами, поддерживаемыми рядомъ пестро разрисованныхъ колоннъ. Въ древнія времена подъ этими сводами часто проходили съ пѣніемъ длинной вереницей процессіи жрецовъ и жрицъ, шествовала пышная свита фараона, молившагося богамъ среди величавыхъ золотыхъ, серебряныхъ и каменныхъ статуй, разукрашенныхъ слоновой костью и драгоцѣнностями. На колоннахъ и статуяхъ пестрѣли своеобразные и странные рисунки, кои служили египтянамъ письменами. Эти загадочныя надписи заключаютъ цѣлыя посланія фараоновъ къ будущимъ поколѣніямъ. Языкъ этихъ надписей и самыя письмена были потомъ совершенно забыты; и долгое время никто не могъ прочесть, что было написано при помощи этихъ загадочныхъ рисунковъ на уцѣлѣвшихъ памятникахъ древняго Египта. Стѣны и колонны древне-египетскихъ храмовъ, каменные своды и гробницы были покрыты этими письменами, называемыми іероглифами. Еще сто лѣтъ тому назадъ никто не умѣлъ разгадать ихъ значенія. Но вотъ однажды въ городкѣ Розеттѣ нашли одинъ камень, кой послужилъ ключомъ къ разгадкѣ тайны египетскихъ письменъ.
Какъ разгадали тайну іероглифовъ? На этомъ замѣчательномъ камнѣ высѣчена одна и та же надпись тремя различными письменами. Самая нижняя надпись сдѣлана на греческомъ языкѣ, греческими буквами. Верхняя надпись сдѣлана тѣми письменами, что встрѣчаются въ склепахъ, внутри пирамидъ и на другихъ памятникахъ, т.-е. іероглифами. Средняя надпись написана болѣе простыми египетскими письменами; здѣсь рисунки перемѣшаны со знаками, обозначающими отдѣльные одинаковые слоги и звуки; эти письмена употреблялись египтянами въ повседневномъ обиходѣ. Ученые сопоставили іероглифическіе рисунки и знаки съ буквами и словами греческаго написанія, и послѣ долгихъ трудовъ открыли, наконецъ, значеніе каждаго отдѣльнаго рисунка и знака такъ что въ настоящее время люди, изучившіе іероглифы, довольно легко читаютъ египетскія письмена и бѣгло переводятъ языкъ іероглифовъ на любой современный языкъ. Ученымъ теперь нетрудно разобраться и въ тѣхъ старинныхъ книгахъ и древнихъ спискахъ царей, кои хранились въ гробницахъ фараоновъ и были тамъ найдены. Это были длинные свертки изъ папируса. Папирусъ - это особый родъ тростника, растущій въ изобиліи на берегу Нила; изъ волоконъ папируса египтяне выдѣлывали очень прочную бумагу; на длинныхъ сверткахъ папируса они бережно записывали имена своихъ царей и повѣсти о выдающихся событіяхъ во время ихъ царствованія,
„Книга Мертвыхъ". Въ настоящее время искусные писцы сняли точныя копіи съ этихъ интересныхъ старинныхъ рукописей. Больше всего ученыхъ интересуютъ копіи съ одной египетской книги - «Книги Мертвыхъ». Отдѣльныя главы этой книги были, вѣроятно, написаны еще до постройки самихъ пирамидъ. Эти свертки папируса египтяне клали въ склепы фараоновъ рядомъ съ ихъ муміями для того, чтобы умершіе знали, какъ вести себя на томъ свѣтѣ, такъ какъ эти свертки содержали различныя наставленія. «Книга Мертвыхъ» интересна не только по своимъ изумительнымъ и любопытнымъ рисункамъ: она знакомитъ насъ съ вѣрованіями древнихъ египтянъ и разсказываетъ намъ о томъ, какъ они представляли себѣ загробную жизнь. Кромѣ «Книги Мертвыхъ», есть еще много другихъ интересныхъ свертковъ папируса, со сказками, съ разсказами о военныхъ подвигахъ царей, есть и медицинскія и астрономическія книги, книги съ указаніями правилъ приличія и хорошихъ манеръ. Въ Египтѣ все еще продолжаются раскопки и все еще находятъ новые храмы и гробницы и новыя записи, заполняющія пробѣлы въ нашемъ знаніи прошлого Египта,
Фараонъ, царствовавшій около семи тысячъ лѣтъ тому назадъ. Ученые ищутъ начала египетской жизни въ очень отдаленномъ прошломъ. Нѣкои думаютъ, что единое египетское царство возникло въ сорокъ пятомъ столѣтіи до Рождества Христова, и что пер
ФАРАОНЪ НА ПУТИ ВЪ ХРАМЪ Храмъ бога Амона въ Карнакѣ считался величайшей красотой древняго Египта. Фараона носили въ храмъ очень торжественно. Путь къ храму шелъ чрезъ аллею сфинксовъ; фараона носили на носилкахъ при величавыхъ звукахъ музыки. При видѣ фараона толпа бросалась на колѣни; египтяне думали, что фараонъ, отправляющійся въ храмъ на богослуженіе, олицетворяетъ предъ богами весь свой народъ. (От блога. Смысл "бросания на колени" было в том, чтобы люди не могли заметить подмену фараона. Это было одним из видов захвата власти в стране, без войны).
вымъ египетскимъ царемъ, извѣстнымъ въ прошломъ, былъ фараонъ Менесъ. Другіе полагаютъ, что Менесъ, кой отвелъ русло Нила въ каналы для орошенія окрестныхъ полей, жилъ еще раньше. Относительно существованія египетскаго государства до царя Менеса сохранилось много преданій, разсказывающихъ о царяхъ-богахъ, о богатыряхъ и сказочныхъ герояхъ. Сохранились образцы очень древнихъ гончарныхъ изделийъ, съ нарисованными на нихъ воинами и лодочками; эти рисунки еще очень неумѣлы и напоминаютъ рисунки маленькихъ дѣтей, но они все же даютъ намъ понятіе о томъ, что происходило въ Нильской долинѣ задолго до царствованія Менеса. (От блога. "Неумелые рисунки" говорят об их подделке) Послѣ царя Менеса въ Египтѣ царствовало очень много фараоновъ, болѣе тридцати династій, т.-е. царскихъ фамилій. Имена этихъ фараоновъ записаны въ различныхъ спискахъ, кои отъ времени до времени составлялись въ Египтѣ на сверткахъ папируса и на каменныхъ плитахъ; эти записи сохранились до нашего времени. Въ старинныхъ египетскихъ записяхъ всегда можно различить имя царствующей особы; оно окружено продолговатой рамочкой, овальной линіей, похожей на завязанную узломъ веревку, какъ бы для того, чтобы оградить это имя отъ соприкосновенія съ именами простыхъ смертныхъ. Предъ царскимъ именемъ находятся обыкновенно слѣдующіе знаки: нарисованъ зонтикъ и жукъ надъ двумя полукругами, что означаетъ -царь сѣвера и юга. Это потому, что продолговатая, узкая египетская равнина долгое время раздѣлялась на два царства; и въ египетскихъ письменахъ часто встрѣчается упоминаніе о двойной коронѣ: о красной коронѣ сѣвернаго царства и о бѣлой коронѣ южнаго Египта.
„Сыны солнца”. Фараоны называли себя сынами бога Амона или Ра, иначе - «сынами солнца». «Сынъ солнца» писали слѣдующимъ образомъ: рисовали гуся, а рядомъ съ нимъ кружокъ съ черной точкой посрединѣ; этотъ кружокъ изображалъ солнце. Титулы египетскихъ царей изображались двѣнадцатью и болѣе знаками, кои повторяются во всѣхъ надписяхъ. Почти ничего неизвѣстно о царяхъ первыхъ трехъ династій. Во время царствованія четвертой (одни предполагаютъ, что это было въ 37 столѣтіи до Рождества Христова, другіе утверждаютъ, что это было тысячелѣтіемъ раньше) были выстроены тѣ три пирамиды, что находятся въ окрестностяхъ Каира, тамъ гдѣ прежде красовался городъ Мемфисъ, столица древняго Египта. Фараоновъ, выстроившихъ эти три пирамиды, звали: Хуфу, Хафра и Менкаура. Въ Лондонѣ, въ Британскомъ музеѣ есть изображеніе фараона Хафра; онъ представленъ сидящимъ на тронѣ, окруженнымъ толпою слугъ, наблюдающимъ за постройкой второй пирамиды. Портреты египетскихъ фараоновъ есть и въ Берлинскомъ музеѣ. Наше петербургское эрмитажное собраніе не такъ богато, но и тамъ имѣются интересныя изображенія фараоновъ
Каменное лицо, что тысячелѣтія глядитъ на человѣчество. Недалеко отъ того мѣста, гдѣ нѣкогда стоялъ городъ Мемфисъ возвышается огромное изваяніе, высѣченное изъ цѣльной каменной скалы. Эта каменная громада съ туловищемъ животнаго и съ лицомъ человѣка, называется сфинксомъ. Большая часть туловища въ настоящее время занесена пескомъ, только каменное лицо рѣзко обрисовывается на ярко-голубомъ небѣ. Въ одномъ мѣстѣ счистили песокъ съ огромнаго каменнаго туловища, и нашли между двухъ громадныхъ переднихъ лапъ входъ въ небольшой храмъ. Лицо сфинкса тысячелѣтія неизмѣнно глядитъ на человѣчество; время не очень повредило его, и лишь незначительный вредъ нанесли ему дикіе, невѣжественные мусульманскіе воины, для нихъ сфинксъ въ позднѣйшія времена почему-то служилъ мишенью. Сфинксъ поражаетъ своимъ своеобразнымъ величіемъ, и въ настоящее время путешественники и изслѣдователи замѣчаютъ, что толстыя губы сфинкса и овалъ его лица, очень напоминаютъ лицо и губы деревенскихъ жителей теперешняго Египта 1). Еще одно поразительное сходство, связывающее далекое прошлое съ настоящимъ, привело въ изумленіе людей, когда при раскопкахъ нашли небольшую статуэтку, изображающую толстенькаго, 1) Первоначально египтяне держали для охраны входа въ храмы живыхъ ручныхъ львовъ, потомъ стали этихъ львовъ вытесывать изъ камня какъ украшеніе; потомъ на львиное каменное туловище начали придѣлывать человѣческія каменныя головы, увѣнчанныя короной. Левъ съ человѣческой головой въ коронѣ долженъ былъ изображать олицетвореніе тѣлесной и духовной мощи царя, кой воздвигъ храмъ и какъ бы стоитъ на его стражѣ. Нѣкоторыя фигуры такого рода имѣютъ головы священнаго животнаго - ягненка.