Stanley Turrentine. Between Soul & Cool

Nov 25, 2020 22:47





Stanley Turrentine

«Он создаёт звуки, которые проходят прямо сквозь вас,
касаясь вас где-то глубоко внутри». /Питер Мэдсен/

Пианист Питер Мэдсен свою историю о совместной работе с тенор саксофонистом Стенли Террентайном начал с такого образного вступления:

«Словарь Вебстера определяет слово "душа/ soul/ " как человека, обладающего сильным и позитивным чувством, обладающего сильной чувствительностью и эмоциональным пылом. Он также говорит, что душа характеризуется интенсивностью чувств и приземленностью. Точно так же он определяет слово "фанк/funk/", как кого-то, имеющего земной бесхитростный стиль и чувство. Для меня было бы понятнее просто поставить фотографию Стэнли Террентайна рядом с обоими этими словами и совет просто послушать, как этот человек играет на тенор-саксофоне, чтобы понять данные определения».



Блестящий тенор саксофонист  Стенли Террентайн никогда не входил в когорту джазовых «небожителей» из высшей касты. Известный так же, как” Мистер Ти “или ”Сахарный человек ", Террентайн обладал весьма характерным звучанием. Поэтому его густой, пульсирующий тон, с острыми блюзовыми оттенками, быстро стал узнаваемым. Но он не был стилевым творцом, эпатажным бунтарём или заумным авангардистом. Стихией Террентайна всегда был тот добротный хард боп, который на стыке 1950-60 стал главным истоком не только соул-джаза, но и, пожалуй, большей части джазового мейнстрима тех лет. Однако был в карьере Стенли один период, когда он ненадолго сменил свою традицию и примкнул к мощному течению 1970-ых, названному джазовыми теоретиками jazz-fusion. К тому времени, когда его музыка нашла гораздо более широкую аудиторию благодаря его кроссовер- хиту с его собственной композицией “Sugar” в 1970 году, Стэнли Террентайн уже зарекомендовал себя как лирический и изобретательный боп-и соул-джазовый саксофонист. В последующие годы Террентайн сподобился издать ещё несколько подобных хитовых композиций, сыгранных в поп-джазовом ключе, прежде чем в конце 1980-х годов вернуться к своей первоначальной джазовой идиоме. Однако всё по порядку. И поэтому начнём с биографии этого великолепного саксофониста, не слишком избалованного, к сожалению, прижизненным вниманием критики.



Stanley Turrentine

Стенли Террентайн родился в музыкальной семье, проживавшей в Хилле, одном из районов Питтсбурга. Его отец, Томас Террентайн-старший, был саксофонистом в оркестре с экстравагантным названием "Савойские султаны", выступавшем под руководством Эла Купера, свингового саксофониста и кларнетиста, популярного во второй половине 1930-ых и вплоть до середины 1940-ых лет. Мать Стенли играла на рояле в стиле "Страйд", старший брат Томми Террентайн был профессиональным трубачом, а другой его брат, Марвин играл на барабанах.

Свою плодотворную карьеру Стенли Террентайн начинал в блюзовых и ритм-энд-блюзовых группах. Играя в них, он поначалу находился под сильным влиянием саксофониста Иллинойса Жаке, обладателя характерного, несколько слащавого звучания. Вообще-то первым инструментом Террентайна была виолончель, от которой он позже отказался и перешёл на тенор-саксофон. По словам самого Террентайна, это случилось, когда 11-летним ребёнком он попал на концерт Коулмена Хокинса. Но решение это обернулось для подростка серьёзным испытанием. Как рассказывал сам Стенли Террентайн, его отец, сам бывший неплохим тенор саксофонистом, заставлял его часами стоять лицом к стене и играть одну-единственную ноту, сосредоточившись на том, чтобы добиться полной глубины и богатства звучания инструмента. В то время это упражнение казалось мальчику странным и даже бессмысленным, и только позднее пришло понимание того, что этот мучительный тренинг означал для него на практике, когда он в полной мере смог использовать полученный на его основе опыт звукоизвлечения.

Ещё учась в средней школе, Стенли Террентайн создал группу вместе со своим братом, чтобы сыграть их первый профессиональный концерт в баре Perry в Питтсбурге. В 1950-51 годы он уже гастролировал с блюз и R&B группой Лоуэлла Фулсона.



Lowell Fulson

В 1952-ом году он недолго играл в оркестре Рэя Чарльза. Позже переходит к альт саксофонисту Эрлу Бостику, у которого в 1953 году он заменил Джона Колтрейна. А перед этим некоторое время играл в группах, возглавляемых пианистом и композитором Таддом Дамероном. Этот период ученичества сформировал для него важный фйндамент на основе джаза, блюза и ритм-энд-блюза, что нашло отражение в его эклектичной музыкальной парадигме, которой он придерживался на протяжении всей своей карьеры. Террентайн признавал, что он не был жанровым пуристом, но заявлял при этом, что его собственный подход всегда был последовательным, утверждая, что (цитата)

“я играю с разными настройками, но я всё ещё играю так же”.

Свою единственную формальную музыкальную подготовку Террентайн получил во время военной службы в середине 1950-х гг. В 1959 году он оставил военную службу и поступил прямиком в группу барабанщика Макса Роуча, у которого на трубе играл и его старший брат Томми. Эта громкая ассоциация послужила для Стенли Террентайна своеобразной стартовой площадкой, позволившей ему в 1960 году сформировать свою собственную группу и в дальнейшем оставаться лидером на протяжении всей своей карьеры.

Его студийный дебют состоялся на лейбле Bainbridge , а в 1960-ом он записал первую из своих многочисленных пластинок для Blue Note, бывшего долгое время самым знаковым лейблом у музыкантов хард бопа. Первая запись Стэнли Тёррентайна для Blue Note была сделана во время сессии трубача Диззи Риза. Свой первый альбом Look Out (Берегись) Стенли Тёррентайн записал вместе с трио пианиста Хораса Парлана в 1960-ом. Там же в 1961-ом году он записал и Blue Hour, первый из серии альбомов, созданных им в сотрудничестве с блестящим трио Three Sounds. Эти работы Террентайна принадлежат к одной из вершин его творчества (как впрочем и трио Three Sounds) и заслуживают отдельного разговора.



Записи Террентайна начала 1960-х годов, изданные лейблом Blue Note, представляют собой наиболее значительный вклад в сокровищницу джаза, сделанный этим музыкантом за всю его карьеру. Достаточно напомнить о таких альбомах, как Up At Minton's (1961), Jubilee Shout (1962), Chip of the Old Block (1963) и Joyride (1965).


Nothing Ever Changes My Love For You - Stanley Turrentine


Слушайте на Яндекс.Музыке

music.yandex.ru

Его звук, богатый и приглаженный в балладах, сырой и натуралистичный в быстрых пьесах, всегда опирался на прочную основу блюзовой чувственности, и это делало Террентайна идеальным претендентом на звезду в формирующемся в конце 1950-х и начале 1960-х жанре соул-джаза и грува. Работая для Blue Note, Террентайн также появлялся и на альбомах других лидеров лейбла, включая диски с Айком Квебеком, Кенни Барреллом и Дональдом Бердом.

Но главное, Стенли Террентайн сделал несколько записей с зачинателем соул-джаза, органистом Джимми Смитом.  Его тенор саксофон  звучит на некоторых из самых важных альбомов этого гениального музыканта, включая Midnight Special, Back at the Chicken Shack и Prayer Meeting.


Prayer Meetin' - Jimmy Smith


Слушайте на Яндекс.Музыке

music.yandex.ru

Он поработал и с органистом Лесом МакКенном, а также регулярно выступал и записывался с прекрасной органисткой того времени, Ширли Скотт, на которой он даже женился всё в том же знаменательном для него 1960-ом году.

Если когда-либо и был музыкант, чей саксофон идеально сочетался бы с Хаммондом би-3, то это был именно Стэнли Террентайн. Его лучшие работы всегда делалась совместно с органом, завораживая богатыми мелодиями, льющимися из его саксофона и окутывающими своим изысканным покрывалом жерло кипящих органных аккордов. Его сильный, жёсткий свингующий тенор никогда не уступал в своей мощи Хаммонд- органу, а его фанковые, пронизанные блюзом пассажи и энергичные соло были словно специально созданы для той чувственной, выпуклой формы соул-джаза, который стал одним из самых популярных и доступных джазовых стилей 1960-ых.



Shirley Scott

Одной из лучших его записей, сделанных для Blue Note вообще и с Ширли Скотт в частности, является альбом Dearly Loved (Нежно любимый) 1961-го года. Вообще это даже не его сольный диск, а их совместная работа, сыгранная в формате трио. Классная запись, очень лаконичная, полная мощи и красоты. Ничего лишнего: ни гитары или другого рожка, загромождающих звук, только Стенли Террентайн, Ширли Скотт и Рой Брукс на барабанах. Почти всю запись Ширли Скотт остается на заднем плане и позволяет саксофону  Террентайна творить свою магию, иногда вплетая в звуковую ткань пьес одну-две сольных партии.


Dearly Beloved - Stanley Turrentine


Слушайте на Яндекс.Музыке

music.yandex.ru

К сожалению этот творческий и семейный союз не был долгим. В 1971 году Ширли Скотт и Стенли Террентайн, несмотря на довольно внушительную совместную дискографию, всё же развелись. И вот тогда-то, как я уже упоминал выше, Террентайн и обратил свой взор в направление джаз-фьюжн, подписав контракт с лейблом CTI. Sugar, его первый альбом для CTI, записанный в 1970 году, оказался для лейбла одной из самых плодотворных записей и принёс ему весьма большой успех среди поклонников. Кроме того в числе его больших удач на этом лейбле нужно отметить и такие пластинки, как Salt Song (Солёная песня) и Don’t Mess with Mister T (Не шутите с мистером Ти). Многие знатоки считают Sugar лучшей работой Стенли Террентайна.


Sugar - Stanley Turrentine


Слушайте на Яндекс.Музыке: 달콤한 whipped cream에 식어버린 커피는 섞이지 않아 꿀 바른 내 맘은 말라붙은 니 맘 같지는 않아

music.yandex.ru

В целом, записи Стэнли Террентайна начала 1970-ых, сделанные им на CTI Records при участии продюсера Крида Тейлора, представлявшего лейбл, воплотились в серию из пяти альбомов выполненных в стиле гладкого и лёгкого соул-фьюжн джаза. Для этого ему пришлось (по большей части) приглушить мощный, слегка грубый блюзовый тон, который был его сильной стороной как тенор-саксофониста. Благодаря глубокой и мягкой поддержке вибрафона, струнных или электрического пианино, его лучшие свинцовые линии часто, растворялись в океане электрической нежности.

Когда волна популярности jazz-fusion стала сходить на нет, в 1980-х и в 1990-х годах он вновь обратился к своему главному стилю, к соул-джазу. Незадолго до своего ухода Стенли Террентайн записал великолепный диск Do You Have Any Sugar?, который содержит парочку прекрасных блюзовых треков (Keep On Keepin' On и Stuff You Got' Watch) и пару очень сочных вокальных номеров (Pause to Wonder и Calling You), обрамлённых богатым,  одухотворенным звучанием тенор саксофона Террентайна. Лучшим треком этого релиза является баллада Far Too Little Love. В ней тонкую и элегантную поддержку Террентайну оказывают ветераны джаза Джо Сэмпл (фортепиано), Рэй Браун (бас) и Харви Мейсон (барабаны), обеспечивая Мастеру блестящий бекграунд для его поистине лебединой песне.


Far Too Little Love - Stanley Turrentine


Слушайте на Яндекс.Музыке

music.yandex.ru

За годы своей карьеры Стенли Террентайн поработал с Фредди Хаббардом, Милтом Джексоном, Джорджем Бенсоном, Бобом Джеймсом, Ричардом Ти, Идрисом Мухаммедом, Роном Картером, Грантом Грином и Эриком Гейлом. С начала 1990-х годов и до самой смерти Стэнли Тёррентайн жил в Форт Вашингтон, штат Мэриленд. Он умер от инсульта в Нью-Йорке 12 сентября 2000 года и похоронен на кладбище в Питсбурге.

И в завершение небольшая ремарка о необычном для Стенли Террентайна фьюжн-разделе его творческого наследия, иллюстрацией которого прекрасно может послужить один сборник, вышедший уже после смерти Мастера.

Речь идёт о сборнике «Jazz Moods: Cool», который объединил в себе треки со всех пяти альбомов CTI (включив в свой контент, как правило, заглавные мелодии с каждого из этих альбомов). Данный проект по-моему как нельзя лучше освещает период амбициозных фьюжн - проектов Террентайна. Проблема с материалом CTI в целом заключается в том, что он редко поднимается до качественного уровня, какой был характерен для госпел-фанка периода его работ с Ширли Скотт и Джимми Смитом. И в то же время такие треки, как "Sunshine Alley", "Salt Song" Милтона Насименто и реконструкция Мервина Гая "Don't Mess With Mister T"  обладают немалым шармом, хотя и могут показаться излишне гладкими. Но возможно именно этого и добивались получить продюсер Крид Тейлор и, без сомнения, сам Террентайн, стремясь сохранить трендовые качества джаз-поп-кроссовера. Правда надо отметить, что им всё же удалось частично сохранить и драйв, присущий хард бопу. В смысле причастности к тренду фьюжн-джаза сет-лист альбома  «Jazz Moods: Cool» -это попадание в десятку. И при этом нельзя не признать, что в своём прочтении стиля, Стенли Террентайн не только не уступает, но порой и превосходит других, более известных и более прославленных критикой мастеров фьюжн-джаза. Во всяком случае, материал, представленный на «Jazz Moods: Cool» спустя почти полвека после своего создания не утратили свежести, настроения и прозрачной глубины. Эта удачная подборка очень наглядно демонстрирует главные качества и достижения поп-джазовых свершений Террентайна. Работая в области фьюжн он, в отличие от многих других музыкантов, перешедших из эпохи хард бопа в область электрического джаза, сумел удивительным образом соединить в гармоничное целое две столь разные области музыки. В его фьюжн-проектах всегда присутствовал идеальный баланс между лучшими чертами прошлого и создававшимся с его участием будущего, а все его коллеги играли так, словно завтрашнего дня уже не будет. За те несколько лет, что в джазе главенствовал фьюжн, прежде, чем исчезнуть в гламурном омуте гладкого джаза, Стенли Террентайн сумел стать одним из немногих счастливчиков, кто в то время добился подлинных достижений не только коммерческого, но и, главное, творческого характера. Как утверждал Дэвид Рикерт в своей рецензии на альбом Sugar, этот диск был «Реликтом тех времен, когда джаз переживал трудности роста, но всё ещё рождал интересные проекты». Эту характеристику можно с полным основанием применить и к данному сборнику, на котором, несмотря на коммерческий характер записи, сквозь глянцевые фьюжн пассажи его партнёров зримо проступает изысканная утончённость Стенли Террентайна, как главное качество его профессионального мастерства, заложенного когда-то в годы детства Стенли его отцом во время тех самых многочасовых упражнений с саксофоном…



Содержание

1 Make Me Rainbows (track on album “The Sugar Man” from the film“Fitzwilly”)6:05

2 Pieces Of Dreams (from album “Pieces Of Dreams”) 7:28

3 Sunshine Alley (from album “Sugar”) 10:46

4 Speed Ball (from album “Cherry /With Milt Jackson/”) 6:37

5 Don't Mess With Mister "T"(from album “Don't Mess With Mister   "T"”) 9:48

6 Salt Song (from album “Salt Song”) 7:14

7 Sugar (from album “Sugar”)

Personnell

Track 1
Bass - Ron Carter, Congas - Ray Barretto, Drums - Billy Cobham, Guitar - Kenny Burrell, Organ - Butch Cornell, Tenor Saxophone - Stanley Turrentine

Track 2
Backing Vocals - Carolyn Willis, Edna Wright, Myrna Matthews Bass - Ron Brown, Congas - Joe Clayton, Drums -Ed Moore, Guitar - David T. Walker, Dean Parks, Ray Parker, Jr., Keyboards - John Miller, Sonny Burke, Percussion - Gary Coleman, Tenor Saxophone, Producer - Stanley Turrentine

Track 3, 7
Bass - Ron Carter, Congas - Richard "Pablo" Landrum, Electric Piano - Lonnie L. Smith, Jr. , Guitar - George Benson, Organ - Butch Cornell, Tenor Saxophone - Stanley Turrentine, Trumpet - Freddie Hubbard

Track 4
Bass - Ron Carter, Drums - Billy Cobham, Guitar - Cornell Dupree, Piano, Electric Piano - Bob James, Tenor Saxophone - Stanley Turrentine, Vibraphone - Milt Jackson

Track 5
Alto Saxophone - Jerry Dodgion, Baritone Saxophone - Pepper Adams, Bass - Ron Carter, Bass Trombone - Alan Raph, Cello - George Ricci, Seymour Barab, Drums - Idris Muhammad, Flugelhorn - John Frosk, Guitar - Eric Gale, Organ - Richard Tee, Percussion - Rubens Bassini, Piano - Bob James, Tenor Saxophone - Joe Farrell, Stanley Turrentine,Trumpet - Randy Brecker, Viola - Emanuel Vardi, Harold Coletta, Violin - David Nadien, Emanuel Green, Guy Lumia, Harold Kohon, Harry Cykman, Harry Glickman, Irving Spice, John Pintaualle.

· Track 6
Bass - Ron Carter, Cello - Alan Shulman, Charles McCracken, Drums - Airto Moreira, Bill Cobham*, Guitar - Eric Gale Percussion - Airto Moreira, Piano, Electric Piano, Organ - Eumir Deodato, Horace Parlan, Richard Tee, Tenor Saxophone - Stanley Turrentine, Viola - Harold Coletta, Violin - Harry Katzman, Joe Malin, Julie Held, Julius Brand, Leo Kahn, Paul Gershman, Voice [Voices] - Brenda Bryant, Margaret Branch, Patricia Smith

hard bop, history of jazz, stanley turrentine, jazz, soul jazz, jazz fusion

Previous post Next post
Up