История монастырского землевладения в России

Nov 02, 2010 18:17

Сегодня я принял небольшое посильное участие в эпическом сраче, поднявшемся в сообществе russkij_sever. Просто привёл несколько элементарных, хрестоматийных фактов, о которых почему-то сейчас не принято вспоминать. Но, чтоб добро не пропадало, пусть здесь тоже повисит:
____________________________

Обычно события развивались так. Один отшельник (или пара, или маленькая группа) селился в пещере или лесу. Когда собиралась достаточно иноков, они строили церковь и приглашали местного архиерея её освятить. Обитель разрасталась, получала официальное признание церковных и светских властей. Разумеется, монастырь - это уже не пара подвижников: монастырю нужна земля. Ключевое слово в истории русского крестьянства... И землю отнимали - разумеется, за счёт крестьян, которые уже не могли пользоваться монастырскими пашнями и лесами. А потом и крестьян стали отдавать монастырю вместе с землёю. Вот потому-то крестьяне и были недовольны. :)

Справедливости ради нужно сказать, что далеко не всем монахам нравился такой ход событий. Те, кто уходил в леса ради уединённого подвига, неохотно брали учеников; если же вокруг них собиралась община, они, бывало, даже перебегали на новое место. Правда, заканчивалось это основанием 2-3 монастырей вместо одного. :) К середине 16 века русская церковь разделилась на две партии: осифляне отстаивали право монастырей на земельную собственность, нестяжатели считали, что земли и крестьян у отрекшихся от мира иноков быть не должно. Победили осифляне.

Жизнь монастырских крестьян со времён Московской Руси была даже тяжелее обычного крепостного рабства. Максим Грек был так поражён рассказами о жестокости игумена Пафнутия Боровского, бившего крестьян кнутом, что отказывался признать его святым, и это было одним из пунктов обвинения, по которым Максима на четверть века (!) упрятали в монастырские тюремные подвалы. Потом, правда, дали спокойно дожить последние годы в Троице-Сергиевом монастыре, а после смерти причислили к лику святых...

Со всем этим безобразием покончила только Екатерина II: она провела секуляризацию церковных земель, которую начал её убитый супруг Пётр III. Русскому государству понадобилось почти 300 лет, чтобы понять: церковное землевладение - тяжкое бремя для народа и экономики и угроза для светских властей (поскольку обеспечивает полную независимость церкви). Впечатление такое, что нынешние кремлины забыли весь этот до-олгий исторический урок.

Русь, история, антиклерикализм

Previous post Next post
Up