На прошлой неделе я посмотрел вражеский сериал «Шаляпин» (2023). «Трофейный», потому что платить нынешним русским не намерен: это они должны нам репарации за всё пережитое.
Шаляпин дебютирует в роли Демона в Большом театре (кадр из 5-й серии)
Сериал - добротная работа, хотя не вызывает особого восторга. Тщательно воспроизводится быт, одежда. Сценаристы внимательно читали мемуары художника Коровина, Шаляпина и многих других участников событий. Слишком увлеклись темой шаляпинской любви к деньгам и сложного характера. Видно, что пытались под влиянием Коровина отойти от «агиографического» советского стиля. Но, по-моему, переборщили: получился самовлюблённый буян, алкаш и склочник, хоть и с добрыми порывами. Шаляпинский многогранный гений, особенно актёрский, показан слабо. Где магия сцены, работа над образами? Почему этот высокий бас, по материалу уступающий многим другим, свёл с ума Россию, а потом и весь мир? Непонятно! Разок продемонстрировали на примере «Демона», перевалив уже за половину сериала.
Кадр из 3-й серии: Савва Мамонтов со своей труппой на Волге, на заднем плане - Шаляпин и Коровин
А, к примеру, всю третью серию «мамонтовцы» готовятся к премьере «Годунова». Поворотный момент жизни и коронная роль. Шаляпин курит, пьёт, дурачится с Коровиным, влюбляется в Торнаги - правда, да не вся. Хамит Рахманинову... Не было такого - они сразу стали друзьями на всю жизнь. Хамит Ключевскому, прогулки и беседы с которым на самом деле благоговейно вспоминал всю жизнь. И вот в конце серии мельком показана сцена смерти Бориса... Но так, что непонятно, почему в зале Мамонтов и его любовница рыдают, а публика встаёт. Кульминация вышла не очень убедительная. Только в этой серии отчасти передана необыкновенная атмосфера Серебряного века, когда в России расцвело столько гениев сразу. Но даже то время было не таким уж сытым и мирным. И Шаляпин довольно активно участвовал в политике, был в оппозиции к власти. В сериале это показано, но очень короткими мазками. Молодцы, что изобразили царя Николая Кровавого предельно лаконично: погон крупным планом, а потом - зловещая тёмная тень в центральной ложе. Видно, это крайняя возможная степень оппозиционности в нынешней России - фига в кармане в историческом сериале. И на том спасибо, дамы и господа.
Сюжет проседает не раз, слишком много лакун. Досадно, что в первой серии драгоценный хронометраж (серии-то всего по 50 минут!) тратится на какие-то выдуманные и совершенно проходные сценки. При этом упущено много интересных моментов из юности: как Фёдор Иванович странничал, однажды полез в петлю, первая любовь, жизнь в Тифлисе и учёба у Усатова. Понятно, что в Тбилиси сейчас не снимешь нужные планы и сцены - по политическим и не только причинам. Всё равно жаль... В Грузии Фёдор Иванович учился вокалу. Там состоялись первые удачные выступления, после которых о молодом басе заговорили. Благодаря этому он смог начать карьеру в Петербурге.
С Горьким и Коровиным на охоте, кадр из 6-й серии
Показано несколько раз, как какой-то провинциальный бас поёт Мефистофеля: навязчивая сценка из детской памяти. А где же сам Шаляпин в одной из своих ключевых ролей?? Где триумф в «Ла Скала», в опере Бойто? Вместо этого показали, как Шаляпин едет в Италию и пьёт кьянти из горла прямо на перроне... Ладно, мы уже поняли, что изображающий его актёр Горбатов умеет красиво пить и широко улыбаться... А многолетняя тесная дружба с Горьким? Ближайший друг и земляк Шаляпина появляется лишь в нескольких эпизодах!
И всё портит дурацкий финал. Шаляпин поёт на вокзале «О, если б мог выразить в звуке» и заявляет: «Я остаюсь». На кого это рассчитано?? Послание «хорошим русским» - оставаться в родной сране, несмотря ни на что? Прекрасно известно, что Шаляпин в своё время плюнул и уехал на Запад. И правильно сделал, иначе народ-рогоносец сожрал бы собственного гения. За кратким и небывалым расцветом культуры последовал обычный русский срыв в кровавую пропасть.
Click to view
За кадром поёт роскошный бас Ильдар Абдразаков - очень мощно, как всегда. Обожаю этого прекрасного певца родом из Башкортостана. Здесь он не в первый раз пытается петь под Шаляпина. Интонации копирует точно, а тембр всё равно не похож. Нет второго Огнивцева на свете... Абдразаков строго следует канонам бельканто, ни разу не использует открытый звук, которым Шаляпин частенько злоупотреблял. Нет и знаменитых шаляпинских прихмыкиваний - ну и к лучшему. Это безвкусица, временами превращающая мою любовь к Шаляпину в ненависть. Из-за жёсткого хронометража ни одно музыкальное произведение не исполнено до конца. Хотя потеря невелика, с таким же успехом можно поставить записи Абдразакова. Увы, он поддержал Путина и в результате потерял контракт с «Ла Скала» - ну и глупо. Нашёл ради кого перечёркивать блестящую международную карьеру! Выходит полная противоположность шаляпинскому пути. Как если бы Шаляпин вернулся в СССР аккурат к сталинским чисткам и одобрил их. Стало быть, Шаляпина озвучил анти-Шаляпин...
Вердикт: смотреть стоит. Хороший сериал с некоторыми недочётами и идейным ляпом в конце.