Поклоняются ли католики и православные иконам ?

Dec 18, 2013 17:30



В связи с достаточно обширным в России, и в частности в Москве "рынком религиозных услуг" для того, что бы каждый член Католической Церкви мог утвердить истинное учение Католической Церкви , я говорю именно утвердить, потому как Церковь и есть «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15).

"Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 19-20).


При разговоре на тему иконопочитания основным аргументами сектантов, которые пытаются убедить нас в недопустимости или даже еретичности иконопочитания , являются

1. Что евреям запрещалось творение любых изображений аргументируя это
- "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,( Исх. 20, 4-5).

и продолжая:

«Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения» (1 Кор. 10, 14); «Дети! храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин. 5, 21). и т.д.

В принципе эти аргументы могут звучать убедительно, действительно в Писании сказно , "не делай никаких изображений.." , тогда нужно задуматься - могут ли в Библии быть противоречия ? Конечно же нет! Для этого сравним этот отрывок из Заповедииз Исх. 20, 4-5 с текстом 3 Цар. 6, 29.

По ходу чтения этого текста появляются два вопроса читаем: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов...» (3 Цар. 6, 29). Херувимы где обитают? На небе! И Далее: «...и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне». А пальмовые деревья и цветы где растут?На земле.

Как мы видим, в Иерусалимском Храме, который был построен по воле Бога, были изображения и того, «что на небе вверху, и что на земле внизу». И в этом нет никакого противоречия, ибо очень велика разница между кумиром (идолом) и священным изображением, созданным по воле Бога. Кстати, заповедь о кумирах надо читать не с 4 стиха, а с 3: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 3). Тогда сразу становится понятно, какие изображения Бог запрещал создавать.

Итак, мы знаем, что Господь Бог признавал Иерусалимский Храм. Когда он освящался, то «не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицом на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (2 Пар. 7, 2-3).

Господь Иисус Христос говорил о Иерусалимском Храме: «...зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49). Псалмопевец Давид почитал святой Храм, он говорил: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8).Как мы видим из Писания, священные изображения были не только «на всех стенах храма кругом» (3 Цар. 6, 29), но и посреди Храма в виде огромных статуй: «И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом» (3 Цар. 6, 27-28). Изображения были и на ковчеге завета: «…И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исх. 25, 18). Причем об этих изображениях далее сказано: «…Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх. 25, 22). Известно, что мастер, делавший изображения по воле Господа, имел в себе Духа Божия для совершения данной работы: «…смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх. 31, 2-3).

И довольно часть даже в сектантской литературе можно встретить изображения различных Библейских персонажей.

Вот тут то необходимо разделить две вещи :

1. Можно ли создавать изображения ?

2. Можно ли почитать изображения ?

По первому вопросу- были ли изображения «того, что на небе вверху, и что на земле внизу», созданные по воле Бога, мы уже нашли ответ выше.

Перейдем ко второму вопросу - можно ли почитать изображения, созданные по воле Бога? Обратим внимание на текст книги "Исход" и попробуем задаться одним вопросом. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 1-5). И вопрос такой - почему земля стала святой, так что Моисею потребовалось снимать обувь с ног своих? Что, изменился ее химический состав?

Скорее всего сектант ответит вам, что Земля стала святой, потому что там присутствовал Господь.

Тогда вспоминаются слова отца Олега Стеняева обнинским пятидесятникам - Разувайтесь прямо на этом месте ибо Бог Вездесущий! Сказано: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138, 7-10).

Так почему же земля стала святой? ответ очень прост:

Та материя, чрез которую Господь проявляет свое присутствие, становится святой или освященной. По отношению к ней надо было проявлять почитание: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих», - причина (?): «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И здесь надо заметить, что в Библии не говорится ни об одном случае, когда бы Бог явился людям как абсолютно чистый дух. Господь являлся или в виде облака, или в виде огненного столба: «…И вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исх. 14, 20); где «веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар. 19, 12); в виде «...голубя, сходящего на Него» (Мр. 1, 10) и т. д. и т. п..

Благодать Бога всякий раз проявляется через различные материи, и всякий раз отношение к ней должно быть соответствующее, из Писания мы знаем, какие последствия были если не почитать эти материи. Когда муж «…Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его... Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар. 6, 6-7). Известно, что царь «…Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его... В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан. 5, 2, 30). С точки зрения формальной иконоборческой логики, «чашка - она и есть чашка». Но Библия учит, что эти сосуды - «священные сосуды Божии» (1 Пар. 22, 19).

И в защиту почитания мощей для тех людей, которые все еще пытаются утверждать, что почитание мощей еретично и что через мертвые кости передаваться благодать не может, я таких встречал и в нашем Кафедральном Соборе, , «…что, когда погребали одного человека, то... погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21). Что воскресило человека: кости или Божия благодать? агодать. Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил». Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11-12).
Даже тень проходящего ап. Петра источала благодать: «…так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15). Как мы Благодать Божия была и на платках апостола Павла, по которой , касаясь этих платков люди получали исцеление. И это не народные мифы ,как утверждают сектанты, это Святое Писание.

Еще я бы хотел поднять вопрос который я задавал на лекции в оратории на тему "Как не стать Свидетелем Иеговы" Какая была первая икона?

Звучали разные ответы апостол Лука , Андрей Рублев, но первой «иконой», был созданный Богом первый человек Адам. Адам есть икона (образ) Господа Бога. Ведь в Писании сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему...» (Быт. 1, 26). Слово «образ» по-гречески эйкон (икона) - означает образ, который указывает на первообраз (слово эйкон встречается в Септуагинте 24 раза). Этот принцип касается всех вопросов, связанных с проявлением Божественной Святости. Сам Христос являлся иконой (образом) Бога Отца.

Он свидетельствовал о себе: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). Ап. Павел говорит о Христе, что Он - есть «образ Бога невидимого» (2 Кор. 4, 4). Святилище, скиния, ковчег завета, сосуды, жертвенник и т.д. - все это Господь повелел сделать Моисею по образу небесному, который показал ему на Синае: «…Все [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25, 9). Иными словами, каждая часть святилища была образом (эйкон), который указывал на первообраз. О небесном жертвеннике, равно и об ангельском богослужении с участием молитв святых мучеников, мы можем прочитать в Новом Завете: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Отк. 8, 3-4). Тут можно увидеть, что и наша Месса является иконой небесного Богослужения.

Итогом всего этого я хочу сказать, что все те аргументы из Писания которые направленны против иконопочитания , в действительности направленны против создания идолов, что же такое идол Ап. Павел говорит, что «…идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). Что это значит? Ответ прост. Есть, например, идол Зевса, но разве в природе существует такая духовная личность? Конечно, нет. Идол ничто, потому что ни какая реальность не стоит за ним. А образ всегда предполагает первообраз. Изображений Бога не делали, потому что Господь не являлся в Ветхом Завете иначе, как только в виде Ангела. И иудеи, зная это, «…на всех стенах храма кругом сделали резные изображения херувимов» (3 Цар. 6, 29).А то что говорят сектанты, что изображений святых, как например икона святого Франциска или святого Игнатия Лойолы, можно ответить что да , Их действительно не было, потому что святым делает человека только Христос, и без Него и Его Церкви древние не имели надежды не только на святость, но и на спасение. Сказано о ветхозаветных праведниках: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11, 39). Христос Сам сделал их святыми, искупив на Кресте и потом - выведя из ада, «…которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Пет. 3, 19).

И последнее, поклоняемся ли мы иконам ? Нет. Церковный Догмат 7 Вселенского Собора (Никейского). говорит, чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на нет.

Тут важно понять, что если кто то и поклоняется иконам как божеству то это проблемы того кто это делает, а не Церковного правила. К примеру ветхозаветные законы были правильными и истинными т.к. дарованны от Бога, но фарисеи его извратили, это не закон был плохой, а неправильное исполнение. Так же и с иконами. Поэтому основывать свое отрицание отвержения иконопочитания, на факте различных извращений не конструктивно. Ибо как уже написал иконопочитание ни каким образом не противоречит Библии если мы следуем Церковному Догмату 7 Вселенского Собора.

Свт. Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»

религия, библия, католичество, философия, протестантизм, апологетика, история, православие, неокатехуменат, вера

Previous post Next post
Up