Миры злаков

Jan 08, 2017 18:51

Холмогоров в своём основательном тексте "Категории русской цивилизации" (не бесспорным, особенно в части "психологических" категорий) пишет, в частности, о ржи как пищевой основе Руси (раздел II. Матушка-рожь) Поминая Фернана нашего Броделя, автор статьи пишет, что у того земля поделена на три мира: пшеницы, риса и кукурузы. В то время как мастер не заметил своеобразия "мира ржи", что и восполняет Холмогоров.

Своеобразие аграрной основы предполагает итоговое своеобразие цивилизации. Фернан Бродель выделил три больших аграрно-цивилизационных мира со своими своеобразными хлебами: мир пшеницы, мир риса и мир маиса (15). Но великий француз на сей раз ошибся, зачислив во «второстепенные культуры» рожь, хотя и признав, что в голодные годы единственной страховкой Европы были «балтийские корабли, груженные рожью в той же мере, как и пшеницей» и к 1590 году дошедшие до пшеничного средиземноморья (16).

Но если для Западной Европы рожь и впрямь была лишь подспорьем, то для России она стала «растением цивилизации», той аграрной основой без которой никакая государственность, никакая городская цивилизация, система обороны, культурная жизнь были попросту невозможны. Сама возможность Руси появилась лишь тогда, когда в 1 тысячелетии нашей эры началась масштабная ржаная революция в Северной Европе (17).<...>

Рожь создает предпосылки для развития цивилизации и ее распространения столь далеко на север. Она же и выступает как инструмент власти и политического единства. Суздальские, а затем московские князья, держа хлебный путь в Новгород, предопределили невозможность новогородского сепаратизма, обеспечили то итоговое единство военно-аграрных сил Москвы и торгово-колонизационных сил Новгорода, смыкание которых в 1478 году означало рождение великой России.

Опора на рожь позволила России освоить русский Север, создать устойчивое государство с боеспособной армией, перейти за Урал и сделать Сибирь не далекой колонией, а органичной частью русского цивилизационного пространства. Завязанная на ржаной хлеб и квас система питания русского воинства делала его в XVI-XIX веках сильнее и здоровее большинства европейских армий. Во время турецкой войны 1877-78 гг. русское интендантство больше всего опасалось, что русские солдаты не смогут есть румынскую и болгарскую пшеницу и заботилось о скорейшем подвозе ржи (18).

«Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка - по выбору» - в этой русской пословице заложена наша аграрная философия. Русская продовольственная триада - это ржаной хлеб, ржаной квас, и пряник, который без примеси ржи едва ли имел бы столь узнаваемый для нас вкус. Пища, питие и та сласть, без которой слишком горек был бы вкус повседневной жизни.

Насущный хлеб русской цивилизации - это ржаной хлеб и привязанность к нему столь высока, что для русского заграницей тоска по черному хлебушку была остается главной составляющей ностальгии по России. Утопической нелепостью были попытки большевиков изменить этот цивилизационный код. Сперва попытки Сталина привить пшеницу на севере и надежды на «яровизацию» породившие феномен лысенковщины. Но ставка на пшеницу хотя бы сохраняла Россию в пределах европейского цивилизационного ареала. Сколь более нелепой была кукурузная авантюра Хрущева, попытка переместить Россию в число маисовых цивилизаций.

----------------------------------15. «Они были «растениями цивилизации», которые очень глубоко организовывали материальную, а порой и психическую жизнь людей, так что создавались почти необратимые структуры. Их история - тот детерминизм цивилизации, тяжесть которого они взвалили на крестьянство и на всю жизнь человечества» (Бродель, Фернан. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., Прогресс, 1986 с.121)

Впрочем, описание Броделя, очень скрупулёзное и ориентированное на детали злакооборота, вряд ли претендует на большие обобщения и разведение цивилизационных типов по злаковым культурам, ставшим основным источником питания в той или иной местности. Позволим себе домыслить эти "три мира" и четвёртый "наш ржаной", что они из себя представляют в крайнем обобщении.


  • Первый мир (хронологически) - это, конечно, Пшеничный, который сам в свою очередь созрел внутри, так сказать, пред-мира - Ячменного. Пшеничный мир зародился на Ближнем Востоке и утвердился от Средиземноморья до Средней Азии
  • Второй мир - Рисовый. До сих пор непонятен его очаг: появилось ли рисоводство (и прежде всего, развитое рисоводство - в проточной воде) в Индии или в Южном Китае. Но понятно, что рис стал основой цивилизаций Индии и Дальнего Востока.
  • Кукурузный мир был основой цивилизаций Америк
Помимо ячменной периферии (которой, например, оставались древние праиндоиранцы, познакомившиеся с пшеницей -- субстратное санскр. godhuma-, авест. gaṇtuma- -- только по приходу в центры пшеничной цивилизации II тыс. до н.э. культуры БМАК и окружающих стран), в древности существовали другие альтернативные злаковые основы цивилизации, ставшие тупиковыми: сорго в Древнем Китае (дорисовом, на реке Хуанхэ; пшеница любит зимне-весенние осадки, а не летние, как в климате Дальнего Востока) или просо в древней Южной Индии. Злаковая история Индии вообще примечательна: в древности она делилась на три злаковых ареала, которые, видимо, и были тремя "мирами", чувствовавшими между собой отчуждение:

а) Пшеничная Древнеиндская (Хараппская) цивилизация -- по сути была продолжением Ближнего Востока и юга Средней Азии.
б) Просяная цивилизация южан (протодравиды?)
в) Рисовый северо-восток (восток долины Ганг), видимо, находившийся под воздействием культур Юго-восточной Азии
(протомунда?)

По приходу ариев всех победил северо-восточный рис и Индия приобрела свои неповторимые черты, роднящие её с востоком Азии (не потому ли индийская культура так легко экспансировала в "Индо-Китай"?)

Посмотрим теперь, где находится "мир" Ржаной. Отличительная черта развитого Пшеничного мира на самом деле - это выпечка хлеба в печи. В случае примитивизации - хотя бы "жарка" лепёшек. Пшеницу, к примеру, до сих пор выращивают в Китае. Но китайской кухне "хлебо-булочные изделия" не свойственны, изделия из теста там варят (откуда произошло такое замечательное блюдо как манты).

В "ржаной цивилизации" хлеб точно так же пекут, как и в пшеничной. Поэтому "Ржаной мир" может быть лишь своеобразным, но под-миром Пшеничной цивилизации. Ржаная цивилизация и произошла от Пшеничной, и несёт большинство её "злаковых" черт. Всё же рожь и пшеница оказались сильно изоморфны.

В этом свете понятно, что такое для нас настоящая "экзотика". Режим производства и потребления продуктов питания очень сильно действует на менталитет. Народы, у которых рисоводство "в крови" (Индия, Китай и т.д. Дальний Восток) кажутся "экзотичными", а там, где пекут хлеб, по сути дела, живут точно такие же люди, что и мы, их всегда легче понять.

Если тебе за столом подали печёный хлеб, значит, это свои люди



А вот североамериканцы, в чьём языке corn "зерно" стало означать "кукуруза", будучи корнями из Европы, стали фактически Кукурузной цивилизацией, вслед за мезоамериканцами и разными пуэбло. Вот что географический детерминизм животворящий делает. Хотя из маиса иногда пекут хлеб, всё же кукуруза отличается от пшеницы сильнее, чем рожь.

Здесь можно упомянуть и ещё один периферийный мир: картофельный, андский. Хотя, конечно, древние инки выращивали далеко не один картофель, но и кукурузу, фактически их можно включить и в кукурузный ареал. Картофельный мир примыкает к мирам корнеплодов (ямс, таро) в Папуа и Океании, которые не смогли обеспечивать достаточный прибавочный продукт и долго храниться, чтобы создать основу для развитых цивилизаций. Видимо, кстати, неслучайно инки так и не познали письменности, в отличие от мезоамериканцев. Но роль в сложении современности, где все пищевые миры начали усиленно перемешиваться, у картофеля очень высока.

традиции, Страны

Previous post Next post
Up