Чем опасен Карлос Кастанеда

Aug 27, 2021 13:07


Хочу эту статью написать по следам участия в одном марафоне, в котором некий набор «учений» и практик духовного саморазвития подаётся по мотивам восточных философий и Карлоса Кастанеды.

Напомню, что «Учение Дона Хуана» я прочитала лет в свои 14, летом в деревне и совершенно случайно, потому что других книг не было - была только эта и справочники по садоводству. Школьную программу на лето я вообще никогда не читала, будучи школотой на пост-советском пространстве 90-х, так что Кастанеда сошёл за приключенческую фантастику со своим жеванием галлюциногенных кактусов.

Что я знаю про самого Кастанеду на сегодня?

Карлос Кастанеда, страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший своими книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь, как молодой ученый, а закончил то ли растворением в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.

А был ли мальчик? Реальный ли это персонаж, а не маркетинговый ход того времени? Никто не знает. Но Кастанедой увлекаются и вот почему.

Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина - это самообман неудачника. Раз ничего не получается - пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца. Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.

Вторая причина - своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби - необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.

Увы, свой долгий период заблуждений я тоже пережила. И когда твоя внутренность не гармонирует с внешней картиной мира, почва словно из-под ног уходит, ты понимаешь, что просто так и по доброй воле тёплое место ты никогда не покинешь, чтобы идти на поиски и убрать внутри себя непонятную неустроенность. Это называют «зоной комфорта», а я бы это назвала «базовым лагерем». Ты в этом лагере просто адаптируешься в некий период времени перед началом какого-либо пути.

Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.

Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути - Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности - это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.

А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды - одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной. А если копнуть поглубже истории «Учителей» подобных ретритных центров, то большинство их либо преподаватели университетов в прошлом, либо психиатры/психологи с классическим университетским образованием и не особо хорошими перспективами заработать на гос.должностях. Работать на себя, занимаясь почти тем же, но за бОльшие деньги - всегда приятно. Да, при этом гос.работу с соцпакетом бросать вовсе необязательно...

Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.

Вокруг всякого значимого учения рано или позно начинают возникать разного рода тусовки. Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию. Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.

У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.

Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен - нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами - одна сплошная неизвестность и полное одиночество. «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить» - кому нужно такое путешествие?

Притом, что если скептически посмотреть на создаваемые приложения (платные) для медитаций, уроки медитаций (тоже платные), ретриты (платные) и сопутствующие «штуки» в виде вегетарианского питания, специй, одежды для практик и прочих ритуально-применительных причиндалов, то вполне себе вырисовывается отличная идея бизнеса со всеми отлаженными бизнес-процессами и сопутствующими товарами, которые формируют у вас потребность и предлагают, чем её прекрасно «закрыть» за ваши же денежки. Главное - всегда верить в то, что вы делаете. Или самим увлекаться сильно всем тем, что вы делаете, «быть в теме», подавая и продавая вам это под видом эксперта, успешно применяя все отлаженные законы бизнеса и расширяя сферу этих услуг и зоны покрытия. Круто же.

И для кого-то в критический момент именно это может стать спасительным направлением, единственным вектором выбранного пути и на текущий момент единственно правильным. И под этим абзацем я подпишусь - в текущий момент, из набора знаний и опытов, скептического или критического мышления, я осознанно выбираю именно этот путь, с четким пониманием периода, стартовых запросов и конечных целей. И это правда работает, но при условии, когда ты понимаешь, куда хочешь прийти и зачем тебе это надо.

«Хранит молодость живущий поиском», Баста (с)

Личное, Жизненная философия, Интересное в сети, Встречи, Случаи из жизни, Новости и достижения, Мысли

Previous post Next post
Up