Проблема экуменизма монотеистических религий

Oct 02, 2016 15:40

Экуменизм - это, если в двух словах, процесс объединения религий. Чаще всего применяется к объединению христианских течений и получил мощное развитие в протестантских сектах в США. Например, к экуменической Объединённой церкви в Чикаго принадлежали Барак и Мишель Обама. Вышли они от туда, если правильно помню, уже после избрания Обамы президентом США, при том, очень неохотно. Понимаете, насколько велико влияние этих священников сегодня в мире?

Но общехристианским экуменизмом всё не заканчивается. Сегодня предлагаю поговорить об экуменизме авраамических монотеистических религий, к которым относится Ислам, Христианство и Иудаизм.



Что в них общего?


[Прежде чем продолжить, хочу отметить, что являюсь человеком светским, хоть и не лишённым какой-то метафизики. Если мои рассуждения кого-то оскорбят, заранее прошу прощения.]

Все эти религии имеют одного трансцендентного бога (бога, которого славил Авраам). Они все, чтят Ветхий Завет. Все ждут пришествие мессии. Они проповедуют в самых общих чертах одни и те же ценности. Поэтому объединение, вроде бы, возможно. И даже ведутся конгрессы и в России и в мире, на которых представлены и наши высшие церковные чины, вплоть до Патриарха Кирилла.

Но помимо сходств есть принципиальные различия.
Начнём с самой молодой религии - ислама. Они выстроили и объяснили свою картину мира так, что каждый следующий пророк единого бога одновременно продолжает дело предыдущего и в то же время отменяет его. Они говорят, что был Моисей (Муса) - был иудейский мир. Потом пришёл Иисус (Иса) - стал христианский мир и отменил иудейский. Затем пришёл Муххамед - отменил христианский мир, построил исламский. Следующий мессия принесёт новый мир. Для шиитов, например, это Махди.

Христиане же увидели в Иисусе сына Божьего, что априори делает любых последующих пророков бесправными. Какой смысл слушать пророка, который смеет говорить от имени Бога, когда Бог сам пришёл к людям в обличии своего Сына и сказал всё, что нужно? И не просто сказал, а ещё и погиб за грехи человеческие, после чего воскрес и вознёсся. Такая божественная жертвенность уникальна в монотеистических религиях.

А иудеи сделали ещё проще. Они не признали Христа пророком. Они потому его и распяли, что считали не только НЕ пророком, но ещё и ЛЖЕпророком. Они всех лжепророков убивали. Они бы и Моисея распяли, если бы тот манну небесную не даровал и воды не развёл, доказав свою богоизбранность.

Так каким же образом экуменизму объединить эти три авраамические религии между собой, если в них господствует столько фундаментальных разногласий?

А ведь я ещё ни слова не сказал о внутриконфессиональных непримиримых разногласиях, как то конфликт шиитов и суннитов, принципиальных различий римского и греческого обрядов, внутрииудейских расхождений и т.д.

Единственная надежда экуменизма может быть заключена только в пришествии нового мессии, которого признают и мусульмане, и христиане, и иудеи. Но даже в этом случае, скорее всего, будет выстроена не единая религиозная традиция трёх авраамических монотеистических религий, а новая четвёртая традиция.

Иудаизм, Философия, Ислам, Христианство, Экуменизм, Метафизика, Религия

Previous post Next post
Up