Особенности импортозамещения в сфере ПО

Jun 16, 2016 09:30

Импортозамещение - штука очень проблемная сама по себе. Мы везём в страну оборудование, тратим на это уйму денег. Потом нам говорят, что это оборудование надо замещать, потому что поставщик не надёжный. И мы замещаем нашим оборудованием, сделанным примерно по тем же схемам и абсолютно из тех же деталей. Т.е. перенесли цех сборки из Европы в Россию, выдавая продукт за свой, национальный. А что если нам и микросхемы с резисторами и пр. перекроют? Что тогда? Как будем собирать свой "национальный" продукт? Будем делать микросхемы сами и выяснится, что материалы для них (кремниевые подложки, металлы и пр.) тоже надо закупать за границей, потому что своё "оптимизировали" ещё в 90-е. А далее сырьевая база, разведка полезных ископаемых (геология доживает свои последние годы, кто не знал), обучение спецов и т.д. Полный цикл проблем.
Но эти проблемы не распространяются на программное обеспечение. Здесь нужны лишь кадры (а они есть), нужно "железо" (оно тоже появляется) и финансирование. Но эту область тоже умудряются извратить и покалечить! Как? Зачем?




Оригинал взят у oleg_nn в Очередная профанация в импортозамещении ПО
Продолжение грустной истории о псевдоимпортозамещении в сфере программного обеспечения.

Я уже писал о том, что чиновники пытаются выдать мобильную операционную систему Sailfish от финской компании Jolla за российскую и «импортозаместить» ей другие ОС, создавая на ней «российские смартфоны» для чиновников. Так вот, этот бред продолжается.

Российские «бизнесмены» инвестировали в эту компанию крупные суммы и теперь 60% Jolla принадлежит им, они оплачивают разработки. А оплачивать их им приходится потому, что на рынке данная система успеха у пользователей не нашла - не покупают люди смартфоны с данной ОС, т.к. не видят смысла при наличии леса телефонов на ОС Android от американского Google. Вот такие хреновые "рыночники" работают в министерствах, пытаются из явного аутсайдера без конкурентных преимуществ сделать конфетку.

Бюджет Министерства связи на разработки мобильной ОС для целей государства составляет около 2 млрд. руб. и, видимо, эти 2 млрд. кто-то усиленно хочет зарыть в землю, предварительно часть "распилив", т.к. никаким требования безопасности Sailfish не соответствует. Она разрабатывалась для сегмента B2C, т. е. для использования обычными людьми в обычных телефонах. Никто не рассматривал эту ОС в качестве продукта для сегмента B2G, т.е. в качестве ОС для нужд государств. Никто не анализировал код этой системы и, судя по всему, и не собирается это делать.

Таким образом, на основе ущербной и изначально «дырявой» с точки зрения серьёзной защищенности операционной системы для телефонов путём «доработок» за 2 млрд. пытаются сделать нечто защищённое. Но не получится - в изначальном коде системы, который никто не анализировал на уязвимости, могут быть такие дыры, что весь проект затем свернут (при этом «освоив» бюджет, конечно). Разработчик системы - финский, Финляндия близко дружит со странами НАТО. У лоббистов использования Sailfish нигде не возникает мысль, что потенциальный противник к лице НАТО имеет все ключи к этой системе и уже радуется идиотам в российских министерствах, внедряющих за свой счёт систему прослушки для НАТО? Или Минкосвязи таким образом выполняет напутствие Кудрина и поступается суверенитетом страны для доступа к сомнительным технологиям не первой свежести?
И будет, как с Грефом, который за космические деньги создавал для Сбербанка ИТ-инфраструктуру, а потом сказал, что она неэффективна и задач своих не выполняет.

Вот здесь дан более подробный разбор ситуации, рекомендую.

Интересный момент: Jolla разработала свою систему, потратив примерно 40 млн. долл., что сопоставимо с теми 2 млрд. руб., которые выделили на доработку бесперпективного продукта. Что мешает министерству разработать с нуля систему? Программистов в стране полно, есть сильные команды. И система будет сразу создаваться под конкретные задачи, и дыр в ней не будет, и изменять её будет возможно легко и просто.

Но почему-то так не делают. Видимо, волшебное слово «распил» кому-то всё ещё не даёт покоя.

И как нам воспринимать эти процессы, если не как диверсию?

Россия, Наука и техника

Previous post Next post
Up