Фотография, как зеркало общества

Feb 09, 2016 16:55




"Фотографии, хранимые в семейных альбомах, частных или общественных архивах, могут многое сказать о духе того времени, в которое были запечатлены глядящие на нас со снимков люди.

Есть времена, когда общество находится на подъеме, восходит. Обязательными признаками восходящих обществ являются наличие образа будущего и устремленность в это будущее. Накаленная устремленность в будущее создает напряженность и динамизм. Восходящие общества бурлят энергией.

А есть времена спада. Как правило, такие времена совпадают с разрушением опор, на которых прежде зиждилось общество, с утратой прежних смыслов и ориентиров. И с отсутствием образа будущего. В такие времена «энергетический пульс» общества еле прощупывается.

Ошибиться, в какую - восходящую или нисходящую - эпоху сделан фотографический снимок (особенно, если речь идет о групповом фото) фактически невозможно.



Фотография 1922 года. Девушки в косынках (фото черно-белое, но понятно, что косынки красные - такие носили в то время). Молодые, красивые, веселые и решительные. Девушки только что закончили педагогические курсы и направляются по районным центрам, чтобы преподавать в начальной школе. Им по 16 лет (среди них - моя бабушка 1906 года рождения), но у них очень взрослые лица.

Фотографии времен Великой Отечественной. Вчерашние десятиклассники в военной форме. И сходное впечатление: в лицах есть та определенность, дооформленность, которая бывает только у внутренне зрелых людей.

Фотографии начала пятидесятых годов ХХ века. Юноши-первокурсники, чье детство пришлось на годы войны, выглядят взрослыми мужчинами - фактически такими же взрослыми, как их старшие братья, ушедшие на фронт. С чем связана эта человеческая внятность и зрелость, понятно: дети войны - особая категория. Голод, лишения. Работа (зачастую наравне с взрослыми) на производстве или в поле. Работа по дому - та, которую, не будь войны, выполняли бы отцы. Ранняя ответственность.

Все это - люди восходящей эпохи.







В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Люди восходящей эпохи всегда горячи. В них много огня. Много любви - к своей Родине, к своему народу, к будущему. Много воли - к тому, чтобы это будущее стало явью.

Люди нисходящей эпохи... Сравните, к примеру, современные фото - и фото советского периода, в особенности периода, когда красный огонь еще не начал угасать: с 1917 года до середины пятидесятых. Лица современных 25-30-летних мужчин и женщин сплошь и рядом инфантильны. Это лица слегка постаревших подростков. Мало того, что зачастую трудно определить возраст запечатленных на фото людей. Не всегда удается идентифицировать и их пол. Но главное - ощущается отсутствие энергии: жизнь не бурлит, не бьет ключом, а еле теплится («ты тепл, а не горяч и не холоден»). Представить, что этот человеческий тип способен сопротивляться, крайне затруднительно.







О чем свидетельствуют такие фотографии? О том, что широчайшие слои постсоветского общества находятся в состоянии глубокой подавленности. А подавленность блокирует в человеке энергию, то есть сковывает возможность развития. Невыросшие подростки, недозрелые личности, не способные ни на сильную страсть, ни на смелый поступок." (Источник)
Люди тяжело переносят бессмыслицу, царящую вокруг. Идеологический вакуум влечёт за собой потерю ориентиров. А людям нужны эти ориентиры. Без них человек впадает в безумие, теряет представление о должном и скверном, в его сознании растворяется граница добра и зла. Фотография, особенно коллективная, лучше всего отображает дух времени, состояние умов, нравственно-психологические критерии состояние общества.

Я привёл такую длинную цитату для того, чтобы каждый мог хотя бы в общих чертах подойти к осмыслению фотографического творчества, настолько популярного в наше время. Его нельзя рассматривать вне контекста эпохи. А ведь фотография и спросом пользуется весьма серьёзным. Что художник отображают в своих фотоработах? Что интересно зрителю? Почему та, а не другая тема высвечивается, как наиболее интересная?

Всевозможные фотожабы, кривляния, фотоприколы и прочая фигня в стиле "Здесь был Вася" очень о многом говорят о современном обществе. Но их мы рассматривать не будем. Это квинтессенция бессмыслицы и продукт разложившегося постмодернизмом сознания. Мы поговорим о том, что серьёзные и творческие люди ищёт в фото жанре.

Люди ищут в фотографии что-то, что хотя бы в мыслях их уведёт в какой-то другой мир. Мир красивый и притягательный. Мир, в котором есть что-то, ради чего стоит жить.
Помните работы фотографа Марада Османна, известного по фотопроекту "Follo me"?




(Фото Марада Османна)

Автор следует за красивой девушкой. Не он сам прогладывает путь, а она его ведёт. Он пассивен и лишь наслаждается моментом. И что в этом так зацепило миллионы людей? Не желание ли следовать за мечтой?

Но Марад известный фотограф. Может быть таких единицы? Нет. В сети, в соцсетях очень много молодых и неизвестных фотографов, тоже нащупывающих что-то, что ускользает от повседневного замыленного взгляда. Это красота мира, торжество жизни, маленькие радости. Вот пример.



(Фото Марии Дмитроченковой)

Известный автор? Вряд ли. А некоторые работы цепляют за живое.

Или знакомый нам тов.artemijv, который делал безумно красивые снимки, но теперь скромно прячущий свои работы на домашнем компе и домашней галерее для очень узкого круга лиц.

В каждом из нас теплится надежда, живёт вера в будущее. Мы ищем крупицы прекрасного в этом мире, пытаемся за них зацепиться, чтобы не сойти с ума и ждём. И кто-нибудь обязательно должен однажды суметь проломить оковы коллективной подавленности и показать нам тот прекрасный мир нашей мечты, который мы сами и будем строить. Дай Бог, чтобы произошло это поскорее. Главное - не прохлопать.

Культура, Искусство, Фотовыставка

Previous post Next post
Up