"Фотографии, хранимые в семейных альбомах, частных или общественных архивах, могут многое сказать о духе того времени, в которое были запечатлены глядящие на нас со снимков люди.
Есть времена, когда общество находится на подъеме, восходит. Обязательными признаками восходящих обществ являются наличие образа будущего и устремленность в это будущее. Накаленная устремленность в будущее создает напряженность и динамизм. Восходящие общества бурлят энергией.
А есть времена спада. Как правило, такие времена совпадают с разрушением опор, на которых прежде зиждилось общество, с утратой прежних смыслов и ориентиров. И с отсутствием образа будущего. В такие времена «энергетический пульс» общества еле прощупывается.
Ошибиться, в какую - восходящую или нисходящую - эпоху сделан фотографический снимок (особенно, если речь идет о групповом фото) фактически невозможно.
Фотография 1922 года. Девушки в косынках (фото черно-белое, но понятно, что косынки красные - такие носили в то время). Молодые, красивые, веселые и решительные. Девушки только что закончили педагогические курсы и направляются по районным центрам, чтобы преподавать в начальной школе. Им по 16 лет (среди них - моя бабушка 1906 года рождения), но у них очень взрослые лица.
Фотографии времен Великой Отечественной. Вчерашние десятиклассники в военной форме. И сходное впечатление: в лицах есть та определенность, дооформленность, которая бывает только у внутренне зрелых людей.
Фотографии начала пятидесятых годов ХХ века. Юноши-первокурсники, чье детство пришлось на годы войны, выглядят взрослыми мужчинами - фактически такими же взрослыми, как их старшие братья, ушедшие на фронт. С чем связана эта человеческая внятность и зрелость, понятно: дети войны - особая категория. Голод, лишения. Работа (зачастую наравне с взрослыми) на производстве или в поле. Работа по дому - та, которую, не будь войны, выполняли бы отцы. Ранняя ответственность.
Все это - люди восходящей эпохи.
В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Люди восходящей эпохи всегда горячи. В них много огня. Много любви - к своей Родине, к своему народу, к будущему. Много воли - к тому, чтобы это будущее стало явью.
Люди нисходящей эпохи... Сравните, к примеру, современные фото - и фото советского периода, в особенности периода, когда красный огонь еще не начал угасать: с 1917 года до середины пятидесятых. Лица современных 25-30-летних мужчин и женщин сплошь и рядом инфантильны. Это лица слегка постаревших подростков. Мало того, что зачастую трудно определить возраст запечатленных на фото людей. Не всегда удается идентифицировать и их пол. Но главное - ощущается отсутствие энергии: жизнь не бурлит, не бьет ключом, а еле теплится («ты тепл, а не горяч и не холоден»). Представить, что этот человеческий тип способен сопротивляться, крайне затруднительно.
О чем свидетельствуют такие фотографии? О том, что широчайшие слои постсоветского общества находятся в состоянии глубокой подавленности. А подавленность блокирует в человеке энергию, то есть сковывает возможность развития. Невыросшие подростки, недозрелые личности, не способные ни на сильную страсть, ни на смелый поступок." (
Источник)
Люди тяжело переносят бессмыслицу, царящую вокруг. Идеологический вакуум влечёт за собой потерю ориентиров. А людям нужны эти ориентиры. Без них человек впадает в безумие, теряет представление о должном и скверном, в его сознании растворяется граница добра и зла. Фотография, особенно коллективная, лучше всего отображает дух времени, состояние умов, нравственно-психологические критерии состояние общества.
Я привёл такую длинную цитату для того, чтобы каждый мог хотя бы в общих чертах подойти к осмыслению фотографического творчества, настолько популярного в наше время. Его нельзя рассматривать вне контекста эпохи. А ведь фотография и спросом пользуется весьма серьёзным. Что художник отображают в своих фотоработах? Что интересно зрителю? Почему та, а не другая тема высвечивается, как наиболее интересная?
Всевозможные фотожабы, кривляния, фотоприколы и прочая фигня в стиле "Здесь был Вася" очень о многом говорят о современном обществе. Но их мы рассматривать не будем. Это квинтессенция бессмыслицы и продукт разложившегося постмодернизмом сознания. Мы поговорим о том, что серьёзные и творческие люди ищёт в фото жанре.
Люди ищут в фотографии что-то, что хотя бы в мыслях их уведёт в какой-то другой мир. Мир красивый и притягательный. Мир, в котором есть что-то, ради чего стоит жить.
Помните работы фотографа Марада Османна, известного по фотопроекту "Follo me"?
(Фото
Марада Османна)
Автор следует за красивой девушкой. Не он сам прогладывает путь, а она его ведёт. Он пассивен и лишь наслаждается моментом. И что в этом так зацепило миллионы людей? Не желание ли следовать за мечтой?
Но Марад известный фотограф. Может быть таких единицы? Нет. В сети, в соцсетях очень много молодых и неизвестных фотографов, тоже нащупывающих что-то, что ускользает от повседневного замыленного взгляда. Это красота мира, торжество жизни, маленькие радости. Вот
пример.
(Фото
Марии Дмитроченковой)
Известный автор? Вряд ли. А некоторые работы цепляют за живое.
Или знакомый нам тов.
artemijv, который делал безумно красивые снимки, но теперь скромно прячущий свои работы на домашнем компе и домашней галерее для очень узкого круга лиц.
В каждом из нас теплится надежда, живёт вера в будущее. Мы ищем крупицы прекрасного в этом мире, пытаемся за них зацепиться, чтобы не сойти с ума и ждём. И кто-нибудь обязательно должен однажды суметь проломить оковы коллективной подавленности и показать нам тот прекрасный мир нашей мечты, который мы сами и будем строить. Дай Бог, чтобы произошло это поскорее. Главное - не прохлопать.