Истоки русского героизма. Что бывает, когда нет единства?

Oct 02, 2015 11:16

Единое сильное государство, от Балтики до донских степей, дружественное западным соседям и надёжно защищённая от соседей восточных. Вот какую Русь оставил после себя Владимир и так преумножил дело отца князь Ярослав, прозванный Мудрым. При Ярославе был составлен знаменитый свод законов "Русская правда", ставший на долгие годы основой принятых на Руси правовых норм. Князь не жалел средств на укрепление и украшение Киева. При нем в столице, по образцу Константинополя, были построены Золотые ворота, храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде, переводилось с греческого и переписывалось множество книг. При нем расширились связи с Византией и странами Западной Европы. Дочь князя Анна Ярославна стала женой французского короля Генриха I, а после смерти короля как королева-регентша десять лет фактически управляла Францией.








Перед смертью Ярослав разделил русские земли между тремя своими сыновьями, Изяславом, Святославом и Всеволодом, и дал им напутствие - никогда, ни при каких обстоятельствах не ссориться межуд собой. Потому что Русь сильна только когда она едина. Но не послушались сыновья мудрого отца и занялись медленным дележом отцовского наследия.

И именно в это время Русь столкнулась с совершенно новым противником - половцами.


Половцами называли многочисленные кочевые народы, пришедшие из степей нынышнего Казахстана. Они оказались намного сильнее печенегов. Они были лучше организованы, были более многочисленны. Различные орды половцев заняли почти всю степь, распределив между собой кочевые маршруты, места зимних стоянок и летних пастбищ. Пользуясь стабильностью таких маршрутов они стали организовывать подобия городов в местах пересечений маршрутов, где поселялись старики и ремесленники, выковывающие всю необходимую оснастку и оружие. Вооружены половцы были лёгкими саблями, которыми было легче орудовать в конном бою, чем русскими тяжёлыми мечами, и мощными луками, способными пробить кольчугу русского воина. В половецкой тактике нормой были мгновенные перемещения, неожиданные нападения, засады и ловушки, нарочитые отступления с целью заманить бросившегося в погоню врага к поджидавшим в засаде главным силам.





Первым с половцами столкнулся в 1060 году Святослав. Он с дружиной сумел разбить вчетверо больший отряд половцев, решивших пограбить русские земли. Однако половцы вернулись с новыми силами уже на следующий год и нанесли удар с другой стороны, при котором потерпело поражение войско Всеволода.

В 1068 году князья объединились, но противников было очень много. На берегах реки Альты ночью степняки нанесли массированный удар по русским дружинам, умело используя местность и время суток. Их натиск не удалось сдержать. Путь к Киеву оказался открыт.




Была такая история в Киеве, связанная с подходящими половцами. Зная о приближении многочисленного врага, жители Киева потребовали от Изяслава призвать городское ополчение для отпора неприятелю, как это делали его деды. Однако Изяслав очень боялся вооружать народ и даже своих дружинников, поддержавших такое решение, отправил в темницу. А сам заперся в городе, позволяя половцам безнаказанно грабить прилегающие земли. Тогда народ, видя всё это, поднял мятеж, захватил арсеналы, освободил пленников, а самого князя... нет, не убил, а изгнал с земли русской. И тот спрятался у своих польских заступников, затаив страшную обиду. Но именно благодаря мятежу Киев смог выставить достаточно воинов, чтобы отразить нападение степняков.

Половцы регулярно осуществляли набеги на Русь. В 1071 году воевали у Ростовца и Неятина. В 1092 в год сильной засухи огромная рать половцев взяла Прилук и Посечен. Стало ясно, что над Русью нависла не виданная ранее угроза. Стало ясно, что только объединившись можно противостоять врагу. А вот единства как раз и не хватало.

Некоторые князья были настолько увлечены междоусобными войнами, что даже привлекали половцев на свою сторону, обещая им помочь разграбить земли враждебного княжества. И часто было так, что половцы помогали сначала одному князю разграбить вотчину другого, а затем, на обратном пути, грабили земли того, кто их нанял.
Первым в найме половцев для братоубийственной войны преуспел Олег Святославович, внук Ярослава Мудрого в 1078 году. Он натравил половцев на земли своего дяди Всеволода и, как пишет летопись: "приведе... поганые на Рускую землю". В народе за ним закрепилось имя Олег Гореславович, в память о тех бедах, что он принёс русскому народу. Примеру его последовал Василько Ростиславович, а затем всё больше и больше князей стали прибегать к помощи половцев.



Сами половцы с великим удовольствием нанимались к враждующим русским князьям, грабя по очереди то одно, то другое княжество. Но были среди них и такие вожди, кто никогда не вступал в союзы с русскими князьями, и кто занимался планомерным уничтожением русского народа, не просто грабя города и поселения, а выжигая деревни дотла, уводя в полон или убивая всех от мала до велика. Такими история запомнила хана Боняка (в фольклоре Буняка Шелудивый) и хана Тугоркана (тот самый Тугарин Змеевич из русских былин).

Тяжелейшая война с половцами, отягощённая ещё и внутренними распрями истощала русское государство, несла беды и горе, сеяла нищету и погибель. Должен был появиться лидер, кто объединил бы враждующих князей и дал отпор ненавистникам земли русской. И таким лидером стал внук Ярослава Мудрого, Владимир Всеволодович Мономах.

После ряда побед над половцами к его голосу стали прислушиваться. Суровый и умных Владимир стал признанным авторитетом на Руси. Он прознал о местах стоянок половцев, узнал о маршрутах их кочевий. Он разглядел изменения в социальной структуре врага, сумел понять его слабые стороны. И именно это привело к успеху.

Что сделал Владимир?
Владимир планомерно убеждал русских князей отказаться от междоусобиц. Он объединял княжеские дружины сначала в оборонительных походах, а потом применил новую тактику - вести упреждающую войну в степи, подальше от русских городов на территории половцев.

Тут надо отметить, что применить ранее такую тактику против печенегов было невозможно, потмоу что печенеги во время кочевий сами не знали, где окажутся в следующем году. А половцев было уже так много, что им, чтобы не ругаться, пришлось степь поделить, о чём мы уже говорили. От пассивной обороны Русь перешла к массированному наступлению. Один за другим начались успешные походы Мономаха в земли половцев. Постепенно набеги были ликвидированы и у половцев стал вопрос об откочёвывании от русских земель.

Таким образом, Русь оказалась наиболее уязвима перед лицом врага именно в момент внутреннего раздора. Этот раздор и эти нашествия кочевых народов очень горестно отразились  на русском государстве. Но Русь сумела дать сокрушительный отпор только снова объединив усилия всех своих граждан. И не только своих граждан, но и просящих помощи печенежских племён, поселившихся на южных рубежах и верой и правдой служащих единому делу. И этот пример ещё раз демонстрирует незыблемую истину: "Когда мы едины - мы непобедимы!"
Жаль, что сегодня именно этот принцип пытаются разрушить украинские националисты, внутрироссийские сепаратисты и даже "патриоты", адресующие именно к теме Древней Руси.

После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси возобладала. Снова начались столкновения между князьями, снова начались распри и раздор. Пройдёт ещё несколько веков, прежде чем русские князья окончательно уразумеют всю нелепость внутренних раздоров и построят единое и неделимое государство. Но через сто лет после смерти Владимира раздоры достигли своего апогея. И именно в этот момент с Востока пришла новая угроза, сломившая и надолго покорившая Русь - татаро-монгольское нашествие.

Об ответе на татаро-монгольский вызов и о героизме, построенном на основе этого вызова, мы поговорим в следующий раз.

При написании статьи использовались материалы: https://gazeta.eot.su/

Газета, СВ, Героизм, История, Русский героизм, Классическая война, Князь Владимир Мономах, Миф

Previous post Next post
Up