Истоки русского героизма. Роль и значение богатырей.

Oct 01, 2015 11:45

Во время предыдущего обсуждения истоков русского героизма речь шла о подвигах, мотивах и тех героических архетипах, которые оформил древнерусский князь Святослав. Сегодня мы продолжим двигаться от тех давних времён в направлении текущих дней, наблюдая развитие русского воинско-героического духа, спасшего мир от погибели 70 лет назад и крайне необходимый для пробуждения сегодня.

Когда мы говорили о Святославе, мы определили целый ряд качеств, представленный в русском воинском характере. Это элемент лидерский, воинско-завоевательный, в каком-то смысле имперский. Но на Руси в эпоху складывания государственности проявился и другой тип героя, именуемый "богатырским".



Появлению богатырского типа способствовали особые исторические обстоятельства, в которых тогда находилась Киевская Русь.

К моменту укрепления на престоле третьего сына Святослава, Владимира, расширению Руси был положен конец. Потрёпанная войной Русь оказалась в окружении сильных соседей. На Западе укреплялась Польша, с Юга стояла Византия, на Востоке царствовали кочевники, с которыми договориться никак не удавалось. Подобное положение дел подтолкнуло Владимира к проявлению талантов на идеологическом и внешнеполитическом поприще.





Так он сумел убедить Византию соблюдать торговые соглашения с русскими купцами, заключил межгосударственный договор и взял в жёны сестру императора Анну. В 988 году принял христианство византийского образца как основную религию Руси. При этом предпринял целый ряд действий, чтобы отойти от церковного подчинения дряхлеющей Византии (процесс был завершён в 1037 году). При Владимире Русь вышла на мировой уровень как одно из самых сильных и богатых государств того времени. С мнением князя считались при принятии важных в Европе решений. Однако, главной проблемой оставались набеги кочевников с Востока, где властвовали печенеги.

Как мы помним, именно печенежские разбойники устроили засаду и убили Святослава у Днепра. Их набеги на Русь участились сразу после этих событий. Во многом благодаря борьбе трёх братьев за великокняжеский престол, а так же гибели главного противника печенегов - Хазарского каганата - уничтоженного Святославом.

Вообще на Руси редко выдавались времена, когда не нависала большая угроза с Запада и Востока. Как только удавалось победить одного врага, на его место тут же приходил новый, ещё более страшный. Так на смену обрам пришли хазары, на смену хазарам - печенеги, после ударили половецкие племена, а вслед за ними татаро-монгольские орды, покорившие Русь почти на 300 лет.

Во времена Владимира, южные поселения то и дело подвергались нашествиям печенежских грабителей. Печенеги сделали свои набеги своеобразным промыслом. Они приходили, грабили, уводили жителей в полон (продавая потом на невольничьих рынках той же Византии) и уходили. Затем давали оседлым народам два-три года на восстановление хозяйства, приходили и снова грабили те же поселения. Свою лепту вносила и Византия, куда печенеги также приходили с грабежами. Но византийцы откупались от них и тайно науськивали на Русь, чтобы отвлечь внимание сильного соседа на другого сильного соседа. Уж что-что, а это они умели делать. И тогда печенеги в полную силу били по Руси.




Очевидно, что долго так жить было нельзя. Владимиру нужно было найти способ остановить кочевников-грабителей.

Ответом на вызов стал переход от наступательных войн к войнам оборонительным. Начались масштабные строительства засечных линий на южных рубежах русского государства.
В пустом поле, где не было лесов, засечная линия представляла собой широкий ров и земляной вал, доходящий высотой до 10 метров. Конным воинам с обозами перевалить через них было ой-как не просто. В тех местах, где были леса, засеками стали срубленные выше человеческого роста деревья. Верхушки деревьев валили крест-накрест в сторону противника, тонкие ветки срубали, а толстые затачивали в виде кольев. Вдоль всей линии строились крепости - "порубежные крепостцы" - с небольшими гарнизонами. Их воины встречали первый удар противника, сдерживали его и передавали сигнал тревоги в Киев, чтобы князь мог заранее начать собирать общерусское войско для отпора врагу. Также Владимир занялся строительством крепостей за засечной линией, чтобы в случае прохода врага, ему было не так легко грабить не защищённые поселения.





Важным элементом линии обороны были мобильные разведывательные отряды, которые выясняли места стоянок кочевников, их планы, которые в случае необходимости наносили упреждающие удары и т.д. На такую рискованную и опасную службу брали только самых сильных, выносливых, смекалистых и умелых воинов, которых и назвали богатырями.
Это были настоящие профессионалы своего дела, владевшие всеми воинскими навыками, решительные, стойкие, очень ответственные и беззаветно преданные своей Родине.





А где князу было взять таких воинов?
В отличие от феодальной Европы, где существовало строгое разграничение между воинами, земледельцами и жрецами, где принять на воинскую службу горожанина и уж тем более крестьянина считалось не мыслимым, князь Владимир наоборот опирался на народное ополчение. Люди и сами понимали, что враг у них един. Сами понимали, что князю нужно помогать. И потому в случае опасности легко шли в ополчение, меняя орала на мечи. Ополченцы укрепляли гарнизоны выстроенных крепостей, шли с княжеской дружиной в поход, обеспечивали войско продовольствием. Во время таких походов проявляли себя совершенно неожиданные личности, становящиеся героями и часто остающиеся после войны уже в княжеской дружине. Потому что князь ценил не происхождение человека, а его таланты и умения.
Так известна история Ивана (Яна) Усмаря (Усмошвец, Кожевник). Знаете эту историю?
[История Ивана Усмаря...]

"В 993 году печенежская орда прорвалась к реке Трубеж и встала у брода недалеко от Переяславля. Русское войско, предупрежденное разведчиками сторожевых застав, успело выстроиться на другом берегу, поэтому печенеги никак не решались нападать.
Печенежский князь, видя, что фактор внезапности упущен, предложил Владимиру решить дело единоборством: «Пусти ты своего мужа, а я своего, пусть борются. Если твой муж ударит им о землю, тогда не воюем три года».
Владимир послал глашатая искать поединщика, но такового долго не находилось - уж больно огромен и страшен оказался печенег. Наконец, к опечаленному Владимиру подошел старик и сказал, что он пришел на войну с четырьмя старшими сыновьями, а в обозе есть еще и младший сын, который напросился пойти с войском: «С детства никому не удавалось ударить им о землю. Однажды бранил я его, когда он мял кожи, а он с досады на меня разорвал их руками».
Молодого богатыря вызвали к князю. Но он, не желая выглядеть хвастуном, попросил сначала испытать его. Тогда привели огромного быка, разъярили его раскаленным железом и когда бык бросился на юношу, тот ловко пропустил его мимо себя, схватил за бока и... задавил.
Что же касается самого поединка, то он закончился еще быстрее, чем испытание. Как только поединщики сошлись, отрок «удавил печенезина в руках до смерти и ударил им о землю». Пораженные и деморализованные печенеги бежали, русские воины преследовали «и прогнали их»." (с)
Позже об Иване Усмаре в летописях говорилось уже как о княжеском воеводе.




Кого нам напоминает Иван? Все мы помним былинного Никиту Кожемяку, прообразом которого и стал Иван Усмарь. Такие же прототипы есть и у трёх богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Прообразы есть и у страшных кочевых предводителей, таких как Тугарин Змей, Идолище Поганое, Батыга и др. А раз так, значит мы можем и должны принять к рассмотрению былинный эпос, как феномен, описывающий черты русского героя.

Какими же были русские богатыри?
Былины показывают их непререкаемыми образцами поведения - нравственного, человеческого, воинского. Богатыри никогда не враждовали друг с другом, не участвовали в распрях между князьями. Для них защита Отечества от иноземного врага всегда стояла выше междоусобных дрязг, а боевое братство всегда стояло выше раздора. Даже когда Илья Муромец, бывало, обидится на князя за его несправедливость, когда посшибает золотые маковки с церквей, устроит буйный пир, напугав и поколотив княжескую дружину, даже тогда при появлении врага он забудет про обиды на князя и пойдёт в бой "не щадя живота своего". И будет биться до конца. И это ещё одна важнейшая черта русского героя, заложенная Святославом и развитая до апофеоза в былинах. Это самоотверженное, до последнего вдоха сопротивление врагу, как бы ни страшна была его мощь. Не сдаваться никогда и ни при каких обстоятельствах - постоянное качество русского воина, пронесённое им до наших дней.

Оборонительные меры, предпринятые Владимиром, постепенно свели на нет печенежскую угрозу, а русский воинско-героический дух обогатился новыми чертами. Потеряв возможность грабить богатые русские земли, печенеги принялись драться друг с другом и вскоре оказались полностью разбиты. Последнюю попытку напасть печенеги предприняли в 1036 году, когда в Киеве княжил сын Владимира, Ярослав, в дальнейшем прозванный Мудрым. Тогда печенеги потерпели сокрушительное поражение и уже никогда на Русь с войной не возвращались. И лишь спустя много лет печенеги вернулись, но уже не с боем, а с мольбой о помощи, ибо с Востока двигалась уже совсем другая угроза - половцы.

Об ответе на половецкий вызов мы поговорим в следующий раз.

При написании статьи использовались матераилы: https://gazeta.eot.su/

Газета, СВ, Князь Владимир, Героизм, История, Русский героизм, Классическая война, Миф

Previous post Next post
Up