Интересные люди. Мигель де Унамуно

Aug 11, 2015 18:11

Много слышал о Мигеле де Унамуно лестных слов, и вот пришла пора коротко ознакомиться с тем, кто же он такой и чем знаменит.



Миге́ль де Унаму́но-и-Ху́го (1864 - 1936) - испанский философ, мыслитель, писатель, общественный деятель "поколения 98-го года". При этом баск по национальности.


Биография:
Родился в семье коммерсанта. Получил традиционное католическое образование. С 1880 года учится на факультете философии в Мадридском университете. В 1884 (да-да, это не опечатка), получает степень доктора. Преподавал латынь в школах.
В 1891 году женится и переезжает в Саламанку, где становится профессором местного ВУЗа (Саламанкский университет). В 1901 году становится ректором этого ВУЗа.
В 1924 году открыто выступил против Примо де Риверы, за чт обыл сослан на Канары. Оттуда добровольно перебрался во Францию (т.е. за рубеж) до 1930 года.
В 1930-м вернулся в Испанию, стал депутатом Кортесов, выстпал против республиканского строя в пользу короля. Поддержал в первые недели франкистов. Но быстро понял, к чему они ведут, и выступил с резкой критикой Франко и его методов.
Известна история о том, как Унамуно отреагировал на выкрики генерала Хосе Мильяна-Астраи «Смерть интеллигенции! Да здравствует смерть!». Он терпеливо объяснил, что смерть не может здравствовать, что Астрай - некрофил и калека, а все остальные неубедительные бугаи, которым только кирпичи ломать, а не с людьми общаться.
Фалангисты на Унамуно, конечно, обиделись. С должности ректора Саламанского университета его сняли, под домашний арест посадили, но казнить не казнили - слишком почитаем был его авторитет среди тех же фалангистов.
Умер Мигель де Унамуно на Саламанке в 1936 году в возрасте 72 лет.

Основные идеи и взгляды:
В первые творческие годы был сторонником социализма. Однако после религиозного кризиса (умер трёхлетний сын), разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Начиная с 1897 года и вплоть до последних произведений всё его творчество проникнуто раздумьями о вере и неверии, смерти и бессмертии, во всех его писаниях звучит трагическая нота.
Очень подробно занимался вопросами личного бессмертия. Описывает "трагическое чувство жизни", являющееся результатом понимания неизбежности собственной смерти и одновременного "голода по бытию". В этом же ключе Унамуно рассматривает и Бога. Бог становится проекцией тяги к жизни на вселенскую бесконечность.
После религиозного кризиса развивает идею "кихотизма", т.е. борьбе во имя неосуществимого идеала, представляющейся разуму безумием.
Подробно занимается вопросами духовной жизни личности, сосредоточенной на объединении конечного и бесконечного.
Унамуно утверждал личный, «экзистенциальный» характер философской истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного мира.

Библиография:
  1. Унамуно, Мигель де. Назидательные новеллы. М., Л.: ГИХЛ, 1962.
  2. Унамуно, Мигель де. О трагическом чувстве жизни. Киев: «Символ», 1997.
  3. Унамуно, Мигель де. Житие Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу Сааведре, объясненное и комментированное Мигелем де Унамуно. СПб.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2011. - 416с. - ISBN 978-5-389-01484-8.


На мой взгляд, очень интересный человек. А разрабатываемые им идеи требуют очень пристального внимания. Особенно если мы говорим о необходимости придать Человеку осмысленность бытия.

Философия, Интересные люди, Метафизика, Мигель де Унамуно, Концептуальная война, Человек

Previous post Next post
Up