Интересные люди. Эдмунд Гуссерль.

Aug 11, 2015 13:00

Следующим на очереди концептуалистом, внёсшим серьёзный вклад в направления мысли современного общества, становится немецкий философ, основатель феноменологии - Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль (1859 - 1938).




Краткая биография:
Гуссерль родился в Австрии, в Моравии, в еврейской семье. В 1876 году поступил в Лейпцигский университет, где начал изучать астрономию, математику, физику и философию. В 1881 году изучал математику в Вене. 8 октября 1882 года защитил в Венском университете диссертацию «К теории вариационного исчисления» и стал заниматься философией. В 1886 году Гуссерль вместе с невестой принимает протестантское вероисповедание, в 1887 году оформляют брак, после чего устраивается преподавать в университете в Галле.
В 1916 году возглавляет кафедру во Фрайбургском университете.
После прихода к власти нацистов Гуссерль был на некоторое время уволен как еврей, согласно земельному закону Бадена; окончательно он был освобождён с должности только после принятия «Нюрнбергских законов», лишивших евреев гражданства. Предполагается, что руку к отстранению Гуссерля приложил сам Хайдеггер. Труды Гуссерля более не печатались, конференции и конгрессы посещать было запрещено, висела угроза конфискации личных архивов и отправления в концлагерь, однако Гуссерль так и не мигрировал из Германии. Умер от плеврита в 1938 году во Фрайбурге почти в полном одиночестве.

О чём писал?
1. Первые работы Гуссерля были посвящены проблемам оснований математики и логике. Книга «Логические исследования» становится первой книгой нового направления философии - той самой феноменологии. Философия трактуется как феноменология - строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология - дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (то есть очищенному от всякой, в том числе психической, реальности переживаний)
2. Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества, в неумении и нежелании современной ему науки обращаться к проблемам ценности и смысла. Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней», или «начал», всего знания, избегая всего сомнительного и принимаемого на веру. Решившемуся на такое предстояло глубокое понимание своей ответственности. Эту ответственность невозможно перепоручить кому бы то ни было. Тем самым она потребовала полной научной и моральной автономии исследователя.
3. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике.
4. Гносеологическое исследование по Гуссерлю должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания - его модификации.Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов - сущностей, значений.

Библиография:
  1. Гуссерль Э. Эдмунд Гуссерль. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени, 1994 г., 192 стр., 5-7333-0487-1
  2. Гуссерль Э.Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология, 2013 г., 496 стр., 978-5-02-026342-0
  3. Гуссерль Э.Картезианские размышления 2001 г., 320 стр., 5-02-026783-Х
  4. Гуссерль Э.Философия как строгая наука, 1994 г., 358 стр., 5-7593-0138-1, 5-7593-0137-3
  5. Гуссерль Э. Логические исследования. Том 1. Пролегомены к чистой логике,  2011 г., 253 стр., 978-5-8291-1298-1
  6. Гуссерль Э. Логические исследования. Том 2. Часть 1. Исследования по феноменологии и теории познания, 2011 г., 576 стр., 978-5-8291-1215-8
  7. Гуссерль Э.Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, 2009 г., 496 стр., 978-5-8291-1042-0
  8. Гуссерль Э.Идея феноменологии, 2008 г., 224 стр., 978-5-93762-055-2
  9. Гуссерль Э.Картезианские размышления, 2006 г., 320 стр., 5-02-026934-4
  10. Гуссерль Э.Эдмунд Гуссерль. Собрание сочинений. Том III (1). Логические исследования. Том II (1). Исследования по феноменологии 2001 г., 584 стр., 5-7333-0241-0
  11. Гуссерль Э.Картезианские медитации, 2010 г., 340 стр., 978-5-8291-1181-6
  12. Гуссерль Э.Избранные работы, 2005 г., 464 стр., 5733301775
  13. Гуссерль Э. Разеев Д.Н.В сетях феноменологии/ Основные проблемы феноменологии (пер. с нем. Анипко А.А.), 2004 г., 368 стр., 5-288-03539-3
  14. Гуссерль Э.Логические исследования; Картезианские размышления; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология; Кризис европейского человечества и философии; Философия как строгая наука, 2000 г., 752 стр., 985-13-0079-9/5-17-001766-9
  15. Гуссерль Э.Картезианские размышления (пер. с нем. Склядневой Д.В.) 2001 г., 320 стр., 5-02-026783-X


Философия, Гуссерль, Интересные люди, Концептуальная война, Человек

Previous post Next post
Up