По-моему, получилось ужасно милое интервью! Еще раз спасибо сайту молодежного движения Челябинской епархии (вот
оригинал публикации), Кириллу Белоусову и его духовнику.
В этот раз редакция ПМД74 задала постоянному гостю нашего сайта, известному православному блогеру Дарье Ждановой-Косинцевой несколько вопросов о блогерской кухне, о применении технологий менеджмента в Церкви, а также о месте представителей субкультур (в частности хипстеров) в христианской среде.
- Даша, здравствуй. Нам интересно, как ты пишешь свои посты. Посвящаешь ли ты своих читателей в свою блогерскую кухню?
- Привет, Кирилл! Конечно же, нет! =) ну что может быть вообще на этом свете скучнее, чем кухня блогера? Вот печатаю сейчас и смотрю на свою «кухню», на свой рабочий стол: валяется детский кубик, огрызок от яблока, роутер мигает, вчерашний холодный чай стоит, колонка на боку лежит; столешницу только вчера от записей карандашных протерла, в блокнот их переписала. Мне кажется, сама по себе кухня творческого человека всегда очень скучная, если, конечно, ты не современный художник-акционист и не прибиваешь определенные части тела к брусчатке на Красной площади. Тут «кухня» - это все. Важен процесс, а не результат. А у меня вот результат гораздо интереснее кухни. А кухня интересна только специалистам: это типа «кухня Интернета» - ее знает хмурый сисадмин, который настраивает какие-то скучные цифры, а пользователи только репостят котиков. Построение композиции, вступление, аргументы, вывод, художественные средства - все это скукота… Единственная интересная кухня - внутри. А ее Пушкин уже лучше меня описал: типа вот я варю борщ, вытираю пыль, потом пью чай и прозябаю «Вконтактике»… И внезапно некто «к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык, и празднословный и лукавый, и жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой…» (прим. ред. - А.С. Пушкин «Пророк») И пошло-поехало: жгу глаголом!
- Большинство из аудитории
твоего блога - это представители молодежи?
- Да я сама современная молодежь! И вообще я не очень люблю это слово. Большинство моей аудитории - это просто современные люди. Люди вообще думают примерно одинаково, это мало зависит от возраста. Даже стало любопытно: посмотрела статистику блога ВК. Людей до 20 лет - десятая часть. 20% читателей - от 21 до 25 лет, это уже выпускники ссузов и вузов, с натяжкой тоже можно считать молодежью. Многие из них люди семейные уже, ну какая это молодежь? Итого 30%. Еще 25% - от 26 до 30. Остальным больше 30 лет. Итого чуть больше половины читателей блога младше 30, а чуть меньше - старше. Так что это вообще не молодежный блог. Он просто современный. Эта статистика говорит о том, что не только у подростков есть потребность читать о Боге на современном языке, без пафоса и архаизмов, но и у вполне себе состоявшихся людей.
- Собираешься ли ты брать интервью у своих подписчиков? Увеличивать интерактив?
- Конечно, интерактив в интернете - это все. Но на него нужны силы и время, а их не всегда даже на сами статьи хватает. Специально брать интервью очень трудно, да и по какому принципу выбирать - не очень понятно. Но иногда подписчики мне сами присылают интересные мысли и истории, за что я им очень благодарна. И некоторые такие письма я публикую. Мое любимое как раз про то, что Православие - это не субкультура. Об этом говорит подписчица, которая из «православной в платке» преобразилась в настоящую верующую и размышляет об этом.
- Интересный подход. К слову, как-то раз читал в твоем блоге пост о применении в Церкви менеджмента. Как это вообще возможно?
- Ну это не только возможно, ведь люди именно так и делают. Слово менеджмент прежде всего означает простое «управление». Я же конкретно говорю о PR-менеджменте с учетом специфики современно информационной среды. Условно говоря, надо расширять синодальный информационный отдел Владимира Легойды
Я же пиарщик, я кое-что в этом понимаю. Сегодня очень много говорят о том, что на Церковь идет информационная атака. Ну можно долго ныть на эту тему, но надо же быть бодрее: красиво отбивать эти атаки, обращать их себе в плюс, учиться создавать собственные информационные поводы, которые бы становились «вирусными», то есть взрывали Интернет. Нужно систематизировать работу PR-служб в каждой епархии, посвящать этому много времени и сил. Сейчас этим никто особо не занимается. Условно говоря, сейчас в Москве cидит милый и умный Легойда, а в Новосибирске - кто? Кто консультирует новосибирского митрополита на тему того, как реагировать на нашумевший «Тангейзер», что говорить про пресс-конференции, как работать с печально известными «православными активистами»? Бездействуем? Вот мы и получаем образ Новосибирка как столицы мракобесия. Митрополит может быть умнейшим человеком, но он не обязан разбираться в тонкостях работы в информационной среде - для этого должны быть специалисты. То есть, в идеале, конечно, все это должно происходит на уровне «от Патриарха». Но мы в реальном мире живем, поэтому, пока что и без централизации, каждый православный может посильно участвовать в борьбе за то, чтобы образ Церкви не был образом «гнезда мракобесия». Для этого мы можем издавать качественные журналы, вести оригинальные блоги, а также организовывать всевозможные дискуссии и встречи. А не троллить атеистов в интернетах, например. Многие сейчас могут открыть Церковь миру не в том свете, в каком ее пока еще открывают большинство СМИ - надо ведь понимать, что СМИ тоже нужен рейтинг, а чем больнее будет укушена Церковь - тем больше читателей.
- Есть ли место представителям субкультур в Православной Церкви? Например, хипстерам?
- Вообще, хипстеров трудно назвать субкультурой. Все-таки, это скорее образ жизни: их объединяет не какая-то философия, а просто интерес к западным новинкам в музыке, моде и технологиях. Я сама в какой-то мере хипстер. Если вы встретите меня на улице, то я скорее всего буду в высоких конверсах, джинсах-бойфрендах и пальто-оверсайз
Вот попробуйте на русский это переведите на досуге. Надо понимать, что есть православная вера и православная культура, даже православная СУБкультура - и эти вещи надо различать. Если ты отрастил бороду и повесил килограммовый крест на грудь, а в машину купил три иконки - ты православный в плане субкультуры, но не обязательно стал верующим от этого. То же самое касается длинной юбки и платка. И все эти темы типа «рок - это неправославно», «Гарри Поттер - это сатанизм» - они как раз про то, что православная субкультура очень агрессивна бывает, и яростно противопоставляет себя другим субкультурам. При этом считая себя субкультурой «от Бога». Но на самом-то деледух дышит, где хочет (Ин. 3:8), и не понять этого может только человек, зажатый в своей субкультуре. Внешнее и внутреннее часто не совпадают. Можно быть панком, а потом стать Серафимом Роузом, а можно учиться в семинарии и стать Иосифом Сталиными. Можно иметь трудности с тем, чтобы бросить курить и при этом быть Марией Скобцовой, а можно «во имя Бога» жечь ведьм или организовать какую-нибудь колонию Дигнидад, где мучают людей - посмотрите, недавно вышел
фильм про это, который меня потряс.
- Спасибо за прекрасное интервью. До новых встреч.
- До свиданья.